МААМ-картинки

«Формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей старшей группы средствами художественной литературы»

Екатерина Петрова
«Формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей старшей группы средствами художественной литературы»

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Джон Локк

В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео - играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие, пагубно влияющая на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников. Мои воспитанники, к сожалению, не исключение. В процессе наблюдения за детьми я выявила некоторые проблемы: в соблюдении детьми моральных норм и правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей с товарищами и взрослыми.

Публикация «„Формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей старшей группы средствами художественной литературы“» размещена в разделах

В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить такие понятия нравственности, как «дружба», «добро», «зло», сравнивая их просто с действиями или узкой оценкой (хорошо, (плохо).

Именно поэтому я поставила перед собой цель: помочь своим воспитанникам сформировать опыт моральных отношений и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитать их чувства и зажечь в их сердцах огонь человеческой доброты.

Для достижения поставленной цели мне было необходимо решить следующие задачи:

1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.

2. Сформировать у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.

3. Обогатить словарь детей «вежливыми» словами.

4. Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Самыми большими помощниками в моей работе с детьми стали книги. Об этом я и хочу рассказать в своей статье.

Детская художественная литература всегда являлась активным средством воздействия на чувства ребенка. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где проявляются все нравственные качества человека. Во все времена в каждом доме существовала своя библиотека с детской и взрослой литературой.

И конечно, я начала свою работу с того, что своими силами и силами родителей создала в группе небольшую, но постоянно пополняющуюся библиотеку, в которой появились замечательные русские народные сказки, знакомящие детей с понятиями «добра» и «зла», рассказы Л. Н. Толстого о дружбе, честности, справедливости, произведения Н. Носова, К. Чуковского, воспитывающие в детях смелость, отрицательное отношение к воровству, жадности, неаккуратности, стихи А. Барто о доброте и взаимовыручке, рассказы В. Осеевой, произведения зарубежных авторов.

Я очень часто читаю или рассказываю своим детям: утром, перед сном, вечером, иногда на прогулке. После прочтения, например, стихов А. Барто (из цикла «Вовка — добрая душа») дошкольники делятся своими мыслями о том, что хотят быть похожими на добродушного и готового всегда придти на помощь мальчишку, и совсем не хотят быть похожими на неряшливую Федору из сказки «Федорино горе» К. Чуковского. Дети реагируют очень эмоционально, будто сами стали участниками произведений, добродушно смеются над трусливым мальчишкой-персонажем рассказа «Живая шляпа» Н. Носова, или осуждают отрицательные поступки героев, например, из произведения «Косточка» Л. Толстого. Мы вместе рассматриваем иллюстрации, рисуем и лепим героев прочитанных произведений, инсценируем сказки или понравившиеся отрывки из произведений, показываем инсценировки малышам.

Мы пополнили нашу группу галереей портретов русских и зарубежных писателей и художников-иллюстраторов, в течение года неоднократно устраивали тематические выставки произведений определенных писателей. Например, в октябре - Корнея Чуковского, в ноябре - Николая Носова, в январе – Л. Н. Толстого и т. д.

На занятиях кружка «Сказки - добрые друзья» мы продолжаем знакомство с художественными произведениями, несущими нравственный подтекст, смотрим видео и диафильмы, которые ярче передают образы, черты характера, мимику и жесты героев. После просмотра детям легче описывать персонажей или пересказывать сюжет, выявлять морально-нравственный смысл сказок. В нашем кружке создаются и собственные рассказы и сказки. Дети с огромным удовольствием перевоплощаются в писателей и иллюстраторов. С помощью родителей появилась наша первая выставка книг собственного сочинения «Мы писателями стали» - о дружбе, доброте, и сочувствии.

Конечно, воспитание культуры поведения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с воспитанием детей в семье. Кто как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка, идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу. Поэтому мною были проведены тематические родительские собрания и консультации «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», «Выбор правильной книги». В родительском уголке регулярно меняется информация по формированию у детей дружеских взаимоотношений, о правилах общения с ребенком, о воспитании детей средствами художественной литературы.

С большим удовольствием мои дети ежеквартально встречают работников Детской областной библиотеки. В этом году библиотечные специалисты организовали новый проект «День чтения — круглый год». Представитель библиотеки знакомит детей с новыми современными литературными произведениями, где встречаются такие нравственные понятия как «справедливость», «честность», «отзывчивость». С помощью эмоционального чтения и бесед, проводимых совместных игр, раскрывается новый мир, мир порядка и добра. В конце каждой встречи дети выполняют задания в индивидуальных тетрадях, а также создают коллективную творческую работу для закрепления полученных знаний.

В следующем году, я планирую познакомить своих детей и с работой абонемента и читального зала районной библиотеки. Мы будем уже ходить сами на экскурсии, тематические мероприятия, организованные сотрудниками библиотеки.

Уже сейчас я стала наблюдать положительные результаты в поведении и общении детей между собой и с взрослыми. Дети не забывают использовать вежливые слова, решать конфликты с помощью слов, поправлять друг друга в процессе игры, направляя на хорошие поступки, с удовольствием помогают и старшим, и сверстникам. Рассматривая уже известные им книги, вслух пересказывают сюжет, используя мимику и интонацию. Когда мы заучиваем наизусть стихи о доброте, о помощи и бескорыстии, или наоборот равнодушии, дети меньше задают вопросы о значении этих понятий, и могут почти без моей помощи пояснить и привести примеры из жизни.

На этом моя работа не закончена. Я считаю, что все самое интересное еще впереди. В подготовительной группе я планирую продолжить развивать у детей понятия нравственных качеств и поступков, для того, чтобы воспитать в них порядочность, честность, справедливость к себе и окружающему его обществу. В будущем, я буду стремиться к тому, что бы вызвать у детей желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. Все дети слушают сказки. Поколение за поколением. Но во все времена из этих детей вырастали люди добрые и злые, справедливые и несправедливые, честные и лживые. Дети, воображают себя храбрыми, честными, добрыми сказочными персонажами, но не соотносят их со своими поступками, не видят себя в отношениях с другими людьми. И моя задача – научить детей соотносить свое поведение с образом себя, помогать им стать честными, справедливыми и добрыми, то есть стать просто людьми. Ведь, как сказал Джон Локк, именно от правильного воспитания зависит благосостояние всего народа, будущего.

Список литературы :

1. Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. – С. 54-59.

2. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3. – С. 41-46.

3. Нечаева В. Г., Маркова Т. А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1967. – 384 с.

4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с.

5. Якобсон С. Г., Прусс И. В. Последняя победа Буратино. М. : Знание, 1983. -96 с.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях модернизации образования. От правильного воспитания зависит благосостояние всего народа.

Правовое обеспечение информационной безопасности детей в Российской Федерации В условиях ускорившегося развития информационных технологий и появления реальных предпосылок становления постиндустриального общества все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей старшей группы средствами художественной литературы»
Опубликовано: 19 октября 2014 в 17:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД