Ирина Теплова
Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд1
Тема: «Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по окружающему миру»
Слайд 2
Цель: Использование дидактических игр, ИЗО деятельности (рисования, мулитимедийных презентаций, как средства формирования познавательной активности у дошкольников с ЗПР на занятия по окружающему миру.
Публикация «Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по окружающему миру» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Актуальность проблемы.
У большинства детей с ЗПР познавательная активность снижена, или она выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР.
Слайд3
Задачи:
1. Образовательные
• Способствовать прочному усвоению дошкольниками учебного материала.
Расширение кругозора детей через использование дополнительных источников (ИКТ)
2. Развивающие :
• Развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память
• Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на занятии.
3. Воспитательные:
Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
4. Коррекционные.
• Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития
Слайд 4,5
Игра воздействует на поведение дошкольника, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребёнком произвольными формами поведения. "Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений.
• Игра - выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
• Игра детей - есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самосознания, самовыражения.
• Игра- первая ступень деятельности ребёнка дошкольника, изначальная школа его поведения нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
• Игра есть - практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
• Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
• Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Мною используются дидактические игры, ИЗО деятельность, мультимедийные презентации направленные на формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать, так как особенности познавательной деятельности детей с ЗПР проявляются в виде несформированности этих важнейших мыслительных операций.
Слайд 6,7,8,9,10,11
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Дидактическая игра – это средство для установления атмосферы взаимопонимания и доброжелательности между детьми и педагогом. Отношения между взрослым и ребенком в игре носят личностный подход, когда педагог ориентируется на личность ребенка в целом.
Слайд 12,13,14
Мною используются коррекционные занятия по окружающему миру с использованием средств изобразительной деятельности которые способствуют тому, что:
1) у детей формируются навыки наблюдения;
2) совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
3) дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
4) формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;
5) дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения;
6) развиваются зрительная и двигательная память;
7) дети учатся изображать предметы, т. е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
8) на занятиях по окружающему миру с использованием средств изобразительной деятельности у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.
Слайд 15
Развитие познавательной активности у дошкольников с ЗПР
Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, мною так же используются современные средства и методы обучения. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние годы наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Я использую компьютер с его огромными возможностями на занятиях по окружающему миру, при обучении дошкольников с ЗПР. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно разнообразить процесс обучения и естественно вписывается в жизнь детского сада и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно разнообразить процесс обучения.
Слайд 16,17,18,19,20
Работа с родителями.
Определив цели и раскрыв принципы работы специалиста-дефектолога с семьями, воспитывающими проблемных детей, ведется работа по организации коррекционно-педагогического процесса с ребенком дошкольного возраста с нарушениями в развитии и его родителями.
Как показал многолетний практический опыт работы, наиболее подходящими формами организации являются:
• Консультативно-рекомендательная;
• Вести с занятий.
Сообщение лексической темы недели, цели и задачи данной темы. Что ребёнок должен знать и уметь по данной лексической теме.
• Конкурс.
На лучшую тетрадь недели с выполненными домашними заданиями.
• Лекционно-просветительская;
• Проведение родительских собраний.
• Участие в детских утренниках и праздниках;
• Оформление стендов, папок-передвижек с рекомендациями
• Совместное составление альбомов по окружающему миру.
•
Слайд21
Результат
В результате проведённой коррекционной работы с дошкольниками ЗПР, у детей:
Сформировались навыки наблюдения;
Дети овладели специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
Сформировались полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;
Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
Дети стали более внимательными и усидчивыми;
Дети научились применять умения и навыки полученные на занятиях;
Успешно формируется познавательная активность;