ЛЮДМИЛА ПЕРЕДЕРИЙ
Формирование познавательных интересов и действий ребенка через его включение в различные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация
на тему:
" Формирование познавательных интересов
и познавательных действий ребёнка через его
включение в различные виды деятельности»
Воспитатель: ПЕРЕДЕРИЙ Л. В.
первая квалификационная категория
Детский сад №262 ОАО РЖД
Цель познавательного развития - сформировать компетентность познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности, в которых дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому в данный процесс включены все стороны воспитательно- образовательного процесса.
Публикация «Формирование познавательных интересов и действий ребенка через его включение в различные виды деятельности» размещена в разделах
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности охватывает следующие направления:
• социально-коммуникативное развитие
• познавательное развитие
• речевое развитие
• художественно-эстетическое развитие
• физическое развитие
Познавательное развитие предполагает :
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
• формирование познавательных
• действий, становление сознания
• развитие воображения и творческой активности
• формирование первичных представлений о себе и других людях
• формирование представлений о малой родине и Отечестве
• развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; представлений о планете Земля как общем доме людей
Этапы проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста:
1 УРОВЕНЬ- ЛЮБОПЫТСТВО- ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТАДИЯ ОРИЕНТИРОВКИ
2 УРОВЕНЬ -ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ- СТРЕМЛЕНИЕ ПОДРОБНЕЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ
3 УРОВЕНЬ- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Содержательные компоненты познавательного интереса
• Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности
• Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления
• Регулятивный компонент - устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений
• Творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию
Познавательный интерес – активная избирательная направленность личности к окружающему миру, а процесс формирования интереса – изменение основных его компонентов.
Такой деятельностью может и должна стать исследовательская деятельность в качестве посредника между педагогическими интересами и интересами детей.
Выделяют четыре типа исследовательской деятельности :
• Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
• Коллекционирование (классификационная работа);
• Путешествие по карте
• Путешествие по «реке времени».
Педагогические условия формирования познавательных интересов у дошкольников :
Использование разных типов исследовательской деятельности (формирование компонентов
познавательных интересов, обогащение опыта исследовательской деятельности).
Создание творческой атмосферы и принятие педагогом позиции «сопознающий».
Поддержание стремления детей проявлять индивидуальность, самостоятельность.
Вариативность методов и приемов активизации исследовательской деятельности.
Реализация комплексно – деятельностного подхода (организация одновременно нескольких видов деятельности).
Создание ситуации выбора, учет интересов ребенка и увлеченности семьи (создание карты интересов).
Многообразие форм решения образовательных задач.
Взаимодействие с социальными партнерами (родителями, специалистами, детской библиотекой и т. д.).
Консультирование родителей по вопросам познавательно-исследовательской деятельности, совместные детско-родительские проекты, - картотека опытно-экспериментальной деятельности,
Создание медиатеки исследовательской направленности;
Организация деятельности детей, в условиях обогащенной предметно-развивающей среды.