Получи документы

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности

Марина Игнатенко
Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности

Концептуальное изложение педагогического опыта

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов семьи и ребенка, возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение реализации образовательной программы, предусматривающей одновременную организацию нескольких видов детской деятельности и создание ситуации выбора, многообразие форм решения образовательных задач. Поэтому проблема формирования у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны образовательного процесса является довольно значимой, а сам познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Публикация «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности» размещена в разделах

Наша работа посвящена изучению процесса формирования познавательного интереса у дошкольников. Мы изучили трактовки данного понятия, представленные в различных источниках, характеризующих познавательный интерес как процесс :

- связанный с избирательной направленностью внимания (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец);

- с побуждением к деятельности (И. Ф. Харламов);

-отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера (Р. С. Немов, А. В. Петровский).

Очевидно, что указанные характеристики познавательного интереса выделены авторами на разных основаниях и представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию познавательного интереса в аспекте личностного развития ребенка.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования : «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности».

Цель исследования : определить роль разных типов исследовательской деятельности в формировании познавательных интересов дошкольников.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Выявить педагогические условия формирования познавательных интересов.

3. Определить эффективность использования разных типов исследовательской деятельности в формировании познавательных интересов дошкольников.

Изучение психолого – педагогической литературы позволило выделить стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста, по мнению В. А. Онищук они таковы:

а) любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.

б) любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;

в) познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.

В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так, в исследованиях Г. И. Щукиной рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса.

К ним относятся:

Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками).

Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач.

Регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это формирует познавательный интерес.

Творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.

Таким образом, под понятием познавательный интерес мы понимаем – активную избирательную направленность личности к окружающему миру, а под процессом формирования интереса – изменение основных его компонентов.

Формирование познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного эмоционального состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях и происходит в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.)

Такой деятельностью может и должна стать исследовательская деятельность.

В своей работе мы придерживаемся мнения Н. А. Коротковой, которая называет исследовательскую деятельность посредником между педагогическими интересами и интересами детей и выделяет четыре типа исследовательской деятельности :

Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

Коллекционирование (классификационная работа);

Путешествие по карте;

Путешествие по «реке времени».

Изучив методику организации исследовательской деятельности, предложенную А. И. Савенковым, мы дополнили данную классификацию учебным исследованием, в ходе которого ребенок овладевает различными методами, способами самостоятельного получения информации. Нас заинтересовал предложенный А. И. Савенковым способ накопления и обработки информации с помощью элементов моделирования: пиктограммы, схемы-модели, изготовление макетов.

Н. А. Короткова также предлагает использовать метод моделирования для оформления результата исследования, мы же изучив возможности данного метода, считаем, что моделирование может стать самостоятельным видом исследования, например модель муравейника, лесного пня, пчелиного улья.

Мы провели анализ комплексно – тематического планирования группы и выявили возможности включения различных типов исследовательской деятельности, итогом данной работы стало планирование (Приложение 1).

Таким образом, мы выделяем следующие педагогические условия формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста :

использование разных типов исследовательской деятельности (формирование компонентов познавательных интересов, обогащение опыта исследовательской деятельности; создание творческой атмосферы и принятие педагогом позиции «сопознающий»; поддержание стремления детей проявлять индивидуальность, самостоятельность; вариативность методов и приемов активизации исследовательской деятельности);

реализация комплексно – деятельностного подхода (организация одновременно нескольких видов деятельности, создание ситуации выбора);

учет интересов ребенка и увлеченности семьи (создание карты интересов);

многообразие форм решения образовательных задач;

взаимодействие с социальными партнерами (родителями, специалистами, детской библиотекой и т. д.) : консультирование родителей по вопросам познавательно-исследовательской деятельности, совместные детско-родительские проекты, картотека опытно-экспериментальной деятельности, создание медиатеки исследовательской направленности;

организация деятельности детей в условиях обогащенной предметно-развивающей среды.

Мы изучили уровень сформированности познавательных интересов наших воспитанников с использованием методик, предложенных А. И. Сорокиной, А. И. Савенковым (Приложение 2).

Проанализировав анкету для родителей (Приложение 3) мы пришли к следующим выводам:

61% (22) – родителей считают интересы детей неустойчивыми, изменчивыми и лишь 27% (10) – постоянными.

9% (3) – родителей считают, что воспитателем при организации образовательной деятельности не учитываются интересы в полной мере.

47% (17) – родителей готовы поделиться опытом познавательных интересов, поэтому в процессе разработки комплексно-тематического планирования мы учли интересы ребенка, увлеченность семьи.

12% (4) – родителей затрудняются при ответе на четвертый вопрос (Что делается в семье для развития интересов ребенка, учитывая данный факт мы запланировали и провели ряд мероприятий по взаимодействию с родителями по повышению их компетентности в вопросах формирования познавательных интересов : семейный клуб, презентация, семейный опыт формирования познавательных интересов, открытые просмотры, совместное исследование.

При анализе ответов о проявлениях познавательных интересов мы отмечаем расхождение между оценкой родителей и нашей, но трактуем его в пользу ребенка, так как в семье ребенок находится в более привычной, комфортной атмосфере.

По итогам данной работы нами создана карта интересов детей группы (Приложение 4, на основе которой планируется весь образовательный процесс в группе (Приложение 5, примером работы с данной картой может служить реализация исследовательских проектов «Родословная нашей семьи», «Вещи из бабушкиного сундука» и др.

В течение года мы осуществляли системную работу по реализации данного планирования с учетом интересов семьи и ребенка и по результатам итогового мониторинга мы можем сделать вывод об эффективности нашей работы (Приложение 6).

Перспективы дальнейшей работа в данном направлении мы видим в ее переориентации на создание индивидуальных образовательных маршрутов для успешности наших воспитанников.

Публикации по теме:

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Обязательная часть.» Образовательная программа должна быть сугубо ИНДИВИДУАЛЬНОЙ для каждого ДОУ. Образовательная программа состоит из 2 частей 1. обязательной.

Анализ выполнения образовательной программы Анализ методической работы по реализации образовательной программы на 2011 – 2012 учебный год С момента утверждения приказом Минобрнауки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности
Опубликовано: 21 января 2014 в 10:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД