Наталья Воловод
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе особенно остро стоит проблема здоровья человека в целом и подрастающего поколения в частности. Физическое и психическое здоровье является одной из ключевых ценностей, поскольку определяет качество нашей жизни, активность, включённость в различные жизненные процессы и комфортность нашего самочувствия.
Состояние окружающей среды и неправильное питание, малоподвижный образ жизни и электромагнитное излучение, стресс, вредные привычки – эти и другие факторы отрицательно влияют на нашу иммунную систему, ослабляя организм человека. На некоторые из этих факторов мы повлиять не в силах (например, на состояние окружающей среды, но есть такие, которые напрямую зависят от позиции самого человека (например, образ жизни). Осознавая важность и значимость сохранения здоровья, имея стимул к здоровье сберегающей деятельности, владея представлениями о том, как это сделать, человек может реализовать свои шансы на долгую успешную, активную жизнь с пользой для себя и общества.
Публикация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Как известно, представления, заложенные в детстве – самые устойчивые, прочные и глубокие. Именно поэтому сегодня как никогда актуально формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Заинтересованность государства данной проблемой можно увидеть на примере Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В частности, одним из содержательных компонентов образовательной области Физическое развитие является «становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» (п. 2.6 ФГОС ДО).
Представление о том, что значит быть здоровым.
От определения этого понятия зависит отношение человека к здоровью. Если трактовать здоровье только как отсутствие болезни, оно теряет часть своей ценности и меняет ракурс своего восприятия. Чтобы избежать односторонности такого понимания, мы должны познакомить дошкольников с разными сторонами этого явления на доступном для их возрастного восприятия уровне. При правильной подаче содержания понятия здоровья, дети начинают осознавать, что быть здоровым – это хорошо себя чувствовать; пребывать в положительном настроении; быть добрым, честным, справедливым; хорошо владеть своим телом, управлять движениями; активно участвовать во всех делах, добиваясь в них высоких результатов.
Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них представлений о здоровом образе жизни осуществляется в соответствии со следующими принципами: Активности самих детей в познавательном процессе, что является главным условием эффективности этого процесса;
Интеграции образовательных областей и широкого использования разнообразных видов детской деятельности;
Дифференцированного подхода к воспитанникам с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и интересов;
Поэтапного усвоения материала, когда новые представления формируются на основе ранее полученных с опорой на личный опыт дошкольников.
Для решения задач по данному направлению необходимо создание следующих условий:
- Планирование и проведение разных форм совместной деятельности педагога с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни
- Решение образовательных задач при выполнении режимных процессов в повседневной жизни
- Проектирование предметно-пространственной развивающей среды
- Включение родителей воспитанников в образовательный процесс по данной теме.
Первое условие предполагает проведение познавательных занятий, в процессе которых дети получают знания о природе как среде обитания человека и источнике факторов, влияющих на его здоровье; о собственном организме и его функционировании; о правилах безопасного здоровье сберегающего поведения.
Некоторые занятия по данной теме могут проводиться в форме экскурсий для повышения познавательного интереса. Детей можно выводить в парк, к водоёму, на стадион, в поликлинику. Полученные впечатления могут быть отражены в детских рассказах, рисунках, макетах, коллажах, играх.
Для осознания взаимосвязей и наглядной иллюстрации явлений, связанных с работой организма, с детьми организуется опытно-экспериментальная деятельность, в результате которой дошкольники начинают глубже понимать суть норм и правил охраны здоровья.
В процессе деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) представления дошкольников о здоровом образе жизни углубляются и конкретизируются.
Дидактические игры способствуют закреплению полученных представлений и их применению в специально созданных условиях. Дидактические игры предусматривают обязательное соблюдение правил и поощрение за их выполнение (выигрыш, например: «Как правильно чистить зубы», «Съедобное – несъедобное», «Угадай эмоцию». Развивающие игры предоставляют их участникам возможность найти правильное решение в ходе поисковых действий, рассуждений ( например: «Хорошо-плохо», «Самый-самый»).
Решение проблемно-практических ситуаций способствует формированию у детей способности творчески осмысливать полученную информацию, использовать её для поиска оптимального варианта способа действий в зависимости от предложенных условий ( например: «У тебя промокли варежки, и руки стали замерзать. Что ты сделаешь: снимешь мокрые варежки или останешься в них?»).
Досуговые мероприятия стимулируют познавательную активность детей и являются эффективным средством для систематизации и актуализации представлений о здоровом образе жизни. К ним относятся тематические развлечения, викторины, соревнования.
Проектная деятельность позволяет развивать у детей способность к самостоятельному поиску решения поставленной проблемы, используя различные источники информации. Конечным результатом проекта является практическое применение полученных представлений (например, итогом проекта «Как победить плоскостопие» может стать комплекс упражнений для профилактики нарушения свода стопы).
Выполнение второго условия даёт возможность решить широкий круг поставленных задач по формированию представлений о здоровом образе жизни, поскольку в ходе режимных моментов возникает множество ситуаций, связанных с этими представлениями.
Необходимость содержания в чистоте тела и одежды, помещения и предметов; важность и правильное проведение закаливающих процедур; представление о правильном питании; значимость и способы двигательной активности; понимание взаимосвязи человека со средой; знакомство с режимом – основное содержание, реализуемое в повседневной жизни.
Очень важным режимным моментом для формирования представлений о здоровом образе жизни является прогулка. Подвижные игры и упражнения – понимание пользы двигательной активности для самочувствия, эмоционального состояния и совершенствования защитных механизмов организма человека. Творческие игры на прогулке – расширение возможностей закрепления и применения полученных представлений в практической деятельности на доступном дошкольникам уровне.
Третье условие соблюдается при учёте следующих требований к организации развивающей предметно-пространственной среды :
В развивающей среде по формированию представлений о здоровом образе жизни должны быть детские энциклопедии, фотографии, плакаты, выставки детских работ, игры, макеты, оборудование для проведения опытов и экспериментов, для организации двигательной деятельности.
Соблюдение четвёртого условия заключается в привлечении родителей.
Необходимо донести до родителей важность соблюдения традиций здорового образа жизни в семье для формирования у детей правильного представления о жизненных ценностях и культуре здоровья. Пример значимых, авторитетных для ребёнка взрослых оказывает огромное влияние на развитие потребности в здоровьесберегающем поведении на основе полученных представлений.
Таким образом, создание психолого-педагогических условий формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни представляет собой первый шаг на пути приобщения воспитанников к культуре здоровья и является социально значимой деятельностью, способствующей сохранению и укреплению здоровья нации и воспитанию успешных, эффективных граждан государства.