МААМ-картинки

Формирование произносительной стороны речи у детей с использованием современных информационных технологий

Татьяна Гицевич
Формирование произносительной стороны речи у детей с использованием современных информационных технологий

План по самообразованию

«Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий»

«Для ребят дошкольного возраста

игры имеют исключительное значение:

игра для них - учеба, игра для них - труд,

игра для них-серьезная форма воспитания»

Н. К. Крупская

Публикация «Формирование произносительной стороны речи у детей с использованием современных информационных технологий» размещена в разделах

Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент этого развития. Определённое направление развития получают все стороны психики ребёнка, но более интенсивно идёт развитие речи.

Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи детей.

У детей с речевыми нарушениями слабое дыхание, недостаточно сформированы фонетические процессы, лексико-грамматические категории, связная речь, быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность, что затрудняет процесс развития в дошкольном возрасте, а затем школьного обучения детей.

Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра увлечённость, она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности, способствует поиску оптимальных решений. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра увлечённость, она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности, способствует поиску оптимальных решений.

Для успешности, эффективности работы над речью это определило тему: «Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий»

Цель. Повышение уровня сформированности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий.

Задачи самообразования:

- изучать нормативные документы по организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;

- изучать психолого-педагогической литературу по данной теме;

- изучать методические приёмы по использованию ИКТ в совместной деятельности с детьми;

- внедрять современные образовательные технологии в коррекционный процесс по исправлению речевых нарушений с целью стойкого исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;

- разработать методические и дидактические материалы (создать банк ИКТ-пособий);

- планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса;

- освоить образовательные практики активного взаимодействия и сотрудничества педагогов с родителями, обеспечивающих информационную открытость в логопедической практике.

- презентовать педагогический опыт.

Обоснование выбранной темы: Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире.

Основными задачами в работе над формированием произносительной стороны речи детей дошкольного возраста являются:

• Постановка звукопроизношения.

• Развитие фонематического слуха.

• Умение выполнять звуко-буквенный анализ.

Формирование грамматических навыков, лексического запаса.

• Развитие связной речи ребенка.

• Развитие мышления, внимания, памяти.

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий. Наряду с речевыми нарушениями, все воспитанники логопедического пункта имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.

Использование ИКТ на коррекционных занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в логопедические занятия для детей с нарушениями речи в частности стала актуальна в наши дни.

В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: повысить уровень сформированности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий

Основные вопросы, намечаемые для изучения:

1. Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в ДОО.

2. Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения ИКТ в дошкольном детстве.

3. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.

4. Логопедические занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.

5. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.

6. Внедрение в коррекционный процесс авторских разработок.

Предполагаемый результат и форма его представления :

1. Расширение информационных представлений о ИКТ-технологиях, их использованию в работе с дошкольниками.

2. Развитие познавательной и речевой активности дошкольников с посредством использования ИКТ.

3. Активизация педагогической деятельности по распространению педагогического опыта по данной проблеме.

4. Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями с использованием ИКТ.

Срок реализации:

Форма отчета по проделанной работе: выступление на педагогических чтениях, заседаниях МО и педагогических советах, участие в конкурсах, проведение мастер- класс для воспитателей, практикум для родителей.

Форма самообразования : индивидуальная.

Основные вопросы, намечаемые для изучения:

Этапы работы Виды деятельности Сроки выполнения

Изучение и анализ литературы 1. Гаргуша Ю. Ф., Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2019г.

2. Кузьмина Е. В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5, 2018 г.

3. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед» № 6 (13, 2016 г.

4. Томилина С. М. Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3, 2020г.

5. Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед»№ 5-6 (8-9, 2020 г. В течении года

Изучение и анализ интернет-ресурсов

Изучить опыт работы логопедов через интернет-ресурсы:

1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. —

2. Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями.

3. СелянинаС. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. В течении года

Взаимодействие с педагогическим сообществом ДОУ и родителями. Презентация педагогического опыта по использованию ИКТ в работе с дошкольниками. Апрель

Самоанализ своей профессиональной деятельности. Отчёт по самообразованию. Май.

Таким образом, использование интерактивных дидактических игр и упражнений в образовательном процессе с учётом ФГОС дошкольного образования способствуют повышению качества образовательного процесса, выводя его на новый уровень, и способствуют развитию речи детей.

Ожидаемый результат. Повышение активности посредством включения ребёнка в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации. Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием интерактивных дидактических игр и упражнений создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Важно то, что направлена такая организация работы не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи и лексико-грамматической правильности речи. А также на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, зрительно-моторных координаций, мелкой моторики пальцев рук, т. е. всего того, что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе. В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевой готовности к школе детей 6-7 лет.

Список литературы.

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб. : Детство-Пресс, 2014.

2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. - СПб. : Каро, 2014

3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием. - М. : АРКТИ, 2020

4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2013

5. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. - М. : Наука, 1965

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб. : Союз, 2017

7. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб. : Союз, 2004.

8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи – СПб. : Союз, 2004.

9. Левчук Е. А. Грамматика в сказках. - СПб. : Детство-Пресс, 2003

10. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. - М. : Наука, 1994

11. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб. : Союз, 2001

12. Нищева Н. В. Играйка. Восемь игр для развития дошкольников. – СПб. : Детство-пресс, 2017.

13. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2012

14. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. : Академия, 2015

15. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. - СПб. : Детство-Пресс, 2019

17. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 2008

Отчё т работы по самообразованию по теме:

1. Изучение новинок специальной литературы, повышение профессионального уровня и педагогического мастерства по вопросам обучения, воспитания и коррекции - в течение года

Литература:

1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб. : Библиополис, 2015.

2. Краузе Е. Н. Логопедия. - СПб. : Корона. Век, 2019.

3. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб. : Корона. Век, 2011.

4. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. - М. : АСТ, 2018.

5. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов н/ Д: Феникс, 2010.

6. Сименович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. - М. : Генезис, 2018.

7. ФомичеваМ. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997.

8. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М. : Просвещение, 1989.

9. Хватцев М. Е. Логопедия. Кн. 1, 2. - М. : Владос, 2019.

10. Нищева Н. В. Играйка. Восемь игр для развития дошкольников. – СПб. : Детство-пресс, 2017.

11. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2012

12. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. : Академия, 2015

13. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. - СПб. : Детство-Пресс, 2019

2. Посещение методических объединений учителей логопедов района. По плану МО

-"Упражнения и игры для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОНР"

3. Изучение интернет – ресурсов.

1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. —

2. Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями.

3. СелянинаС. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

4. Участие в вебинарах для логопедов:

- «Интерактивные корректурные таблицы- эффективный помощник детского специалиста. Создание и применение.»

- «Активация речи детей с ТНР с помощью интерактивных упражнений»

- «Нейропсихологическая диагностика и коррекция дисграфии, дислексии и дискалькулии младших дошкольников»

- «Развитие базовых психических функций у дошкольников с ОВЗ и ЗПР с помощью интерактивной игры»

- «Развивающие игры с детьми младшего дошкольного возраста. Индивидуальные и групповые занятия»

5. Пополнение игротеки логопедических игр.

- «Что, зачем и почему?»

- «Путаница»,

- «4 лишний (на звуки)»,

- «Мой, моя, моё»,

- «Игры с предлогами»

- «Умные кроссворды»,

- «Сложи слово»,

- «Живое, неживое (кто,что)»,

- «Пазлы из букв» и другие

6. Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР для фронтальных и индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию грамматического строя речи и фразовой речи.

7. Регулярное ознакомление с новинками литературы по логопедии, психологии, материалами журналов «Логопед», «Логопед в детском саду».

8. Был создан и реализован в течении года перспективный план по самообразованию на тему: «Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

8. Была представлена презентация педагогического опыта по использованию ИКТ в работе с дошкольниками на педагогическом совете.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Применение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обученияПрименение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обучения Узнав о введении карантина в школе, первое, что я придумал - это провести дистанционный конкурс для детей: «Лучшая работа в условиях карантина».

Использование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». ФотоотчетИспользование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». Фотоотчет В рамках Городского методического объединения в форме КВЕСТ «Использование инновационных, интерактивных форм в работе с дошкольниками,.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование произносительной стороны речи у детей с использованием современных информационных технологий
Опубликовано: 21 января 2024 в 18:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД