Марина Бибина
Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеванием верхних дыхательных путей, с другой, неуклонно растет. Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания.
Публикация «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Всем известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс.
В древних писаниях говорится: “Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом”.
Правильное дыхание – не только основа здоровья и долголетия, но и важнейшее условие правильной речи. В работе с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо уделять пристальное внимание формированию речевого дыхания, как базы для развития речи в целом.
Выделяют два вида дыхания : физиологическое (неречевое) и речевое дыхание. Речевое дыхание зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Обычное дыхание непроизвольно. Речевое дыхание осуществляется произвольно: оно сознательно управляется и контролируется человеком.
Речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его и является основой голосообразования.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать и своевременно добирать его, в процессе высказывания.
Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых : оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, нередко добирают воздух почти перед каждым словом.
Несовершенства речевого дыхания у дошкольников :
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "заглатывает” конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дём гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
6. Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Работая с детьми, можно констатировать, что ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. Поэтому работа по преодолению таких нарушений требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников.
Для повышения эффективности рекомендованопроводить следующие виды работ:
1. проведениемассажа БАТ (биологически активные точки)
2. Дыхательные пятиминутки (перед завтраком, после дневного сна).
3. Дыхательные игры, как фрагмент физкультурного занятия.
4. Дидактические игры, как фрагмент занятия, проводимого воспитателем.
5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
6. Использование дыхательных игр и упражнений вне занятий (утренняя гимнастика, прогулки, развлечения). Так, например, с детьми дошкольного возраста рекомендуется начинать работу с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровыхупражнений как:
• дутье на одуванчики весной и летом
• пускание в таз с водой уток, лебедей, бумажных корабликов
• дутье на разноцветные вертушки;
• звукоподражание домашним птицам или животным. Например, произнесение
• 3-4 слогов на одном выдохе: ко-ко-ко, га-га-га и т. д. (игра «Птицеферма»)
• игра на духовых инструментах (дудочках, губных гармошках);
• дутье на комочки из ваты, снежинки
• пускание мыльных пузырей;
• В средней группе рекомендуется проводить:
• дутье через соломинку в стакан с водой;
• надувать воздушные шарики; резиновые игрушки;
• дуть вверх, не давая упасть мыльному пузырю, пушинке, ватке, перышку.
• а еще интересно тянуть гласные звуки на выдохе: кто дольше?
Детей старшеговозраста полезно приучать к пению сольному и хоровому, такихпесен, которые соответствуют его возрастным голосовым возможностям, но не переутомляют его.
Рекомендации к проведению дыхательных игр и упражнений :
- заниматься в чистом, проветренном помещении;
- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
- одежда не должна стеснять движений;
- не заниматься сразу после приема пищи (через 30 – 40 минут);
- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;
- не переутомлять ребенка, дозировать количество и темп упражнений
- проводятся ежедневно, в зависимости от возраста детей,от 2 до 6 минут.
- постоянный контроль за дыханием ребёнка.
В практике коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста широкое применение имеют дыхательные игры и упражнения, благодаря которым дети научатся дышать глубже, делать удлиненный целенаправленный выдох. Такая дыхательная гимнастика способствует формированию правильного произношения и выработке чёткости речи.