Папки-передвижки

Формирование речевого этикета у детей раннего дошкольного возраста

Нина Ганифова
Формирование речевого этикета у детей раннего дошкольного возраста

Кому понадобиться,скину полную версию.

Содержание Стр.

Введение …3

I Теоретические основы изучения проблемы формирования

речевого этикета дошкольников…

1.1. Понятие речевого этикета…. 6

1.2. Общекультурные нормы речевого этикета…. 8

1.3. Средства и методы формирования речевого этикета…11

II Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию речевого этикета….

2.1. Роль семьи в воспитании речевого этикета у детей…. 18

Публикация «Формирование речевого этикета у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

2.2. Формирование взаимодействия ДОУ и семьи в развитии речевого этикета у детей…21

III Организация экспериментальной работы по изучению и формированию речевого этикета у детей….

3.1. Констатирующий эксперимент….28

3.2. Формирующий эксперимент….33

3.3. Контрольный эксперимент…. 40

Заключение….44

Приложение 1…45

Приложение 2…52

Список литературы…58

Введение

Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально - экономических условий и культурно – идеологических ориентации, нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. К тому же дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В узком смысле – это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление. Л. А. Введенская определила факторы развития речевого этикета : 1) речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера; 2) речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, праздник или просто общение со взрослыми и сверстниками. По мнению автора, основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы[3,с. 156] : 1)речевые формулы для начала общения; 2)речевые формулы, применяемые в процессе общения; 3)речевые формулы для окончания общения. По мнению Л. А. Введенской, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной или неофициальной обстановки. • Знание речевых формулировок приветствия, введения в общение, различных фраз для продолжения или прекращения общения • Автоматическое использование общепринятых формулировок в свободном течение общения. • Н. И. Формановская рассматривала речевой этикет дошкольников как выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для всех членов общества, национально-специфические, устойчиво закрепленные в системе речевых формул, но все же исторически изменчивые [31,с. 109] Проведенный анализ содержания понятия «речевой этикет» показал, что все точки зрения в основном сводятся к определению его как совокупности правил, позволяющих демонстрировать уважительное отношение к людям в процессе общения. Именно этого определения мы будем придерживаться в нашем исследовании.

1.1. Понятие речевого этикета

Возникновение этикета как такового и речевого этикета в частности прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества. Государство, подразумевающее по своей природе иерархическое строение власти и институтов власти, различные формы социальной стратификации, различные формы подчинения, нуждается в нормах и правилах поведения, которые бы на практике служили средствами дифференциации и распознавания различных социальных групп, слоёв, институтов. «Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)»[3,с. 129]. Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения. В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т. д. и т. п. Соколова О. А. даёт следующее определение этикета : "Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности"[28,с. 121]. Так этикет и этика объединяются : ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы. Естественно, что этикет и речь связаны теснейшим образом. Антонова Л. Г. даёт такое определение речевому этикету : "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения"[2,с. 191]. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы[3,с. 156] : 1)речевые формулы для начала общения, 2)речевые формулы, применяемые в процессе общения,3)речевые формулы для окончания общения. Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - «ты» и «вы», которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной или неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято с незнакомыми людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности. В то же время на «вы» не стоит обращаться к друзьям и родственникам, одноклассникам или коллегам по работе. Можно выделить три уровня усвоения речевого этикета, как для взрослых, так и для детей любого возраста. 1. Знание речевых формулировок приветствия, введения в общение, различных фраз для продолжения или прекращения общения 2. Автоматическое использование общепринятых формулировок в свободном течении общения. 3. Невозможность перехода на более низкий уровень вежливости и культуры общения. Таким образом, можно сделать вывод, говоря о широком и узком понимании речевого этикета. В широком смысле - это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле - это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление.

Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

1.2. Общекультурные нормы речевого этикета

Этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных частей речи (частицами, междометиями)[13,с161].Главный этический принцип речевого общения - соблюдение паритетности - находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговор 1. Приветствие. Обращение. Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их, выбирается «ты» - общение или «вы» - общение, и соответственно приветствия - здравствуй или здравствуйте, добрый день (вечер, утро, привет, салют, приветствую и т. п. Важную роль играет также ситуация общения. 2. Этикетные формулы. В каждом языке закреплены способы выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. Так, при выражении просьбы в прощении, извинении принято употреблять прямую, буквальную форму, например, Извини (те, Прости (те). При выражении просьбы принято представлять свои «интересы» в непрямом, не буквальном высказывании, смягчая выражение своей заинтересованности и оставляя за адресатом право выбора поступка; например: Не мог бы ты сейчас сходить в магазин? Ты не сходишь сейчас в магазин? При вопросе: Как пройти? Где находится? также следует предварить свой вопрос просьбой. Вы могли бы сказать? Вы не скажете? Этикетные формулы, фразы к случаю - важная составная коммуникативной компетенции; знание их- показатель высокой степени владения языком.

3. Перебивание. Встречные реплики. Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок «по ходу» речи партнера-- рядовое явление диалогов, полилогов, праздноречевых жанров, рассказов и историй – воспоминаний.

Культурные и социальные нормы жизни, тонкости психологических отношений предписывают говорящему и слушающему активное создание благожелательной атмосферы речевого общения, которая обеспечивает успешное решение всех вопросов и приводит к согласию.

4. ВЫ-общение и ТЫ-общение. В русском языке широко распространено ВЫ-общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения, старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, ВЫ- общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, : Вы - общение характерно для давних подруг, питающих друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Поэтому центральное понятие успешности речевого общения -- понятие языковой компетенций, которая предполагает знание правил грамматики и словаря, умение выражать смысл всеми возможными способами, знание социокультурных норм и стереотипов речевого поведения, которая позволяет соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего, наконец, делает возможным выражение собственного осмысления и индивидуального представления информации [5,с. 126].Разговорная речь имеет свою эстетическую атмосферу, которая обусловлена глубинными процессами, соединяющими человека с обществом и культурой. Исторически сложились относительно устойчивые формы речевого общения -- жанры. Все жанры подчинены правилам речевой этики и языковым канонам. Этика речевого общения предписывает говорящему и слушающему создание благожелательной тональности разговора, которая приводит к согласию и успешности диалога.

1.3. Средства и методы формирования речевого этикета.

Современному человеку важно обладать определенной культурой и правильно вести себя с окружающими, вне зависимости от их социального положения. Для этого его речь должна быть правильной и вежливой, следуют соблюдать правила речевого этикета. Хорошим собеседником является тот, кто умеет внимательно слушать, не перебивая и уважительно слушать, искренне сопереживать и интересоваться рассказом. Специфика речевого этикета в том, что он характеризует как повседневную языковую практику, так и языковую норму. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета можно разделить на 3 основные группы[3,с. 156] : 1. Речевые формулы для начала общения; 2. Речевые формулы, применяемые в процессе общения; 3. Речевые формулы для окончания общения. Правила и нормы речевого этикета в начале общения : обращение, приветствие. Обращение является одним из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета. Ведь обращение служит неотъемлемой частью общения, используется на всем протяжении общения. Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них - привлечь внимание собеседника. Это - вокативная функция. Так как, в качестве обращений используются как собственные имена, так и названия людей по степени родства (отец, дядя, дедушка, по положению в обществе, по профессии, по должности, по возрасту и полу (старик, мальчик, девочка, обращение помимо вокативной функции указывает на соответствующий признак. Итак, обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными, содержать оценку: Ирочка, Ирка, растяпа, молодец, молодчина. Особенность подобных обращений заключается в том, что они характеризуют как адресата, так и самого адресанта, степень его воспитанности, его отношение к собеседнику, эмоциональное состояние. Приведенные слова-обращения используются в неофициальном общении; только некоторые из них, например собственные имена (в их основной форме, названия профессий, должностей, служат обращениями и в официальной речи. Приветствие: Если собеседники незнакомы друг с другом, то общение они начинают со знакомства. При этом может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают такие ситуации, когда представиться все-таки необходимо. Этикет предлагает некоторые формулы : -- Разреши (те) мне с тобой (с вами) познакомиться. -- Мне хотелось бы с тобой (с вами) познакомиться. -- Позволь (те) с тобой (с вами) познакомиться. -- Был бы рад (а) с тобой (с вами) познакомиться. -- Давай (те) познакомимся. -- Будем знакомы. При посещении какого-либо учреждения, конторы, когда предстоит разговор с официальным лицом, необходимо ему представиться, используя одну из формул : -- Позвольте (разрешите) мне представиться. -- Мое имя Александр Геннадьевич. -- Михаил Сидоров. -- Екатерина Иванова. Если же посетитель не называет себя, тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает: -- Как ваша (твоя) фамилия? -- Как ваше (твое) имя, отчество? -- Как ваше (твое) имя? -- Как вас (тебя) зовут? Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия.

В русском языке основное приветствие - здравствуйте. Оно приходит к нам от старославянского глагола здравствовать, что означает "быть здравым", т. е. здоровым. Так же, помимо этой формы приветствия, распространено приветствие, которое указывает на время встречи: доброе утро, добрый день, добрый вечер. Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е, очередность приветствия. Первыми приветствуют: -- мужчина -- женщину; -- младший (младшая) по возрасту -- старшего (старшую); -- младшая по возрасту женщина -- мужчину, который значительно старше ее; -- младший по должности -- старшего; -- член делегации -- ее руководителя (независимо от того, сбоя легация или зарубежная).

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения. Это формулы расставания, прекращения общения. Они выражают пожелание: -- Всего вам доброго (хорошего! -- До свидания; -- Надеюсь на новую встречу: До вечера (завтра, пятницы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу.

Речевой этикет обнаруживается по-разному. Это зависит от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, к примеру, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются ли темой общения печальное или радостное для участников общения событие; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее распространены 3 ситуации: торжественная, рабочая, скорбная. К торжественной относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников, получение наград, дни рождения, именины и знаменательные даты семьи или её членов, презентация, заключение договора, создание новой организации и т. д. По каждому торжественному событию, знаменательной дате следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются. Приглашение: -- Позвольте (разрешите, я приглашу Вас. ; -- Приходите на праздник (юбилей, встречу.). Поздравление: -- Примите мои (самые) сердечные (тёплые, душевные) поздравления. ; -- От имени (по поручению) поздравляем; -- Искренне (горячо) поздравляю.

Содержательная часть поздравления - ритуальное выражение радости, но ничего более. Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством и другими событиями, которые приносят несчастье, горе. В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казённым. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены: -- Хочу выразить (Вам) свои (мои) искренние соболезнования. -- Приношу (Вам) мои глубокие соболезнования. -- Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).

Перечисленные зачины (приглашение, поздравление, соболезнование, выражение сочувствия) не всегда переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается. В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при определении результатов распродажи товаров возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то. Приведём речевые клише, которые используются в данных ситуациях. Благодарность: -- Позвольте (разрешите) поблагодарить вас; -- Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам за… Кроме официальных благодарностей существуют ещё и обыденные, неофициальные благодарности Вежливость и взаимопонимание. Рассмотрим соотношение таких явлений, как этикет и вежливость. Поскольку вежливость это одно из понятий нравственности, обратимся к «Словарю по этике», который определяет вежливость так: «. моральное качество, которое характеризует человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими».И, естественно, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости. Если вежливость - это форма проявления уважения к другому, то само по себе уважение предполагает признание достоинства личности, а также чуткое и деликатное отношение к другому. Правила и нормы речевого этикета в конце общения : прощание, резюмирование и комплименты. Конец общения: При окончании разговора, собеседники пользуются формулами расставания, прекращения общения. Они выражают пожелание: -- Всего Вам доброго (наилучшего!; -- До свидания!; -- Надежду на новую встречу (До вечера (завтра, воскресенья); -- Надеюсь, на недолгую разлуку. Надеюсь на скорую встречу. Кроме обыкновенных форм прощаний существует давно устоявшийся ритуал комплимента. Тактично и вовремя сказанный комплимент, он поднимает настроение у адресата, настраивает на положительное отношение к собеседнику.

Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент. Комплимент относится к внешнему виду, говорит о хороших профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, даё т общую положительную оценку: -- Вы хорошо (замечательно) выглядите. -- Вы (так, очень) обаятельны (любезны, красивы, практичны). -- Вы хороший (отличный, прекрасный) специалист. -- С Вами приятно (отлично, хорошо) иметь дело (работать, сотрудничать). -- Очень приятно было познакомиться! -- Вы очень милый (интересный) человек (собеседник). При расставании и прощании, согласно обычаю, существуют словесные клише. Их называют напутствиями. Они берут свое начало из древности, когда являлись, чуть ли не заклинаниями, например, "буераком путь", "ни пуха, ни пера" и т. д. Считалось, что от напутственного слова зависит счастливая дорога или успех какого-нибудь дела. Сейчас напутствия упростились: «До свидания», «Всего хорошего», «Прощайте», «Будете здоровы». Особенности речевого этикета при дистанционном общении: общение с помощью телефона, интернета. Научно-технический прогресс ввёл в этикет новую культуру общения - общение с помощью телефона. Н. А. Акишина в своей книге «Речевой этикет русского телефонного разговора» пишет: «Этикет телефонного разговора требует краткости протекания во времени, что вызвано следующими причинами: невозможность беседы сразу со многими абонентами, неожиданно и незапланированного нарушается распорядок дня адресата звонка, телефон предназначен для решения срочных вопросов, время телефонного разговор оплачивается. Как видно из перечисленного выше, телефонный разговор - это форма устного спонтанного диалога, осуществляемого при помощи технических средств.» В отличие от контактного устного речевого общения телефонный разговор является опосредованным. Собеседники не видят друг друга, а поэтому общение проходит без таких важных средства невербального общения, как соматизмы (жесты, поза, мимика, выражение лица, опоры на ситуацию, значимости пространственного расположения собеседников, а это приводит к активизации словесного выражения. Среди этикетных требований, предъявляемых к устной речи, важное место занимает интонация высказывания. Носитель языка может безошибочно определить весь диапазон интонаций - от подчеркнуто вежливой до пренебрежительной. Хотя определить, какая интонация соответствует речевому этикету, а какая выходит за его рамки, в общем виде, без учета конкретной речевой ситуации вряд ли получится. Произнесенные одни и те же высказывания с разной интонацией выражают различные противопоставления: по смыслу, по актуальному членению, по стилистическим оттенкам и в том числе - по выражению отношения говорящего к слушающему. Этим отношением можно определить, какую интонационную конструкцию в данном случае следует использовать, а какую - нет. Так, в соответствии с этикетными правилами интонация не должна указывать на пренебрежительное или покровительственное отношение, намерение поучать собеседника, агрессию и вызов. В особенности это касается разного рода вопросительных высказываний. Помимо интонации, устную речь отличает от письменной использование паралингвистических знаков - жестов и мимики. При этом существенно, что одни и те же жесты и мимические движения могут иметь разное значение в разных языковых культурах.

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Каждый носитель языка должен стремиться к совершенствованию собственной речевой культуры, нужно знать и понимать выразительные средства русского языка, умея ими пользоваться, уметь пользоваться стилевыми и смысловыми богатствами русского языка во всем его структурном разнообразии. При применении речевого этикета идет передача социальной информации о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или незнакомы, о служебном и социальном положении, о личных отношениях, о том в какой обстановке ведется беседа (в официальной или неофициальной) ит. д. Любое общество в любой момент своего существования неоднородно, многолико и что для каждого слоя и пласта есть как свой набор этикетных средств, так и общие для всех нейтральные выражения. И есть осознание того, что в контактах с иной средой необходимо выбирать или стилистически нейтральные, или свойственные этой среде средства общения.

Публикации по теме:

Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации Семинар – практикум в МАДОУ № 92 города Ижевска. «Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации».

Актуальность речевого развития детей раннего возраста Речь – это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет.

Формирование положительных эмоций в театральной деятельности у детей раннего возраста Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет.

Формирование речевого развития у детей раннего возраста Речь в своем развитии проходит определенные периоды. На каждом из них элементы речевой системы формируются в определенной закономерности.

Формы, методы и приёмы воспитания речевого этикета у детей старшого дошкольного возраста Основная цель можно работы по развитию считала речи и обучению говорила родному языку целостной детей – формирование первый устной речи.

Картотека игр для речевого развития детей дошкольного возраста 7. ИГРА «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?» ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление. Кукла – из пластмассы. Коробок… Стол… Дом… Сумка… Машина… Сапоги… Перчатки….

Консультация для родителей «Условия активизации речевого развития детей раннего возраста» Первые три года жизни – определяющие для развития ребёнка. Именно поэтому раннее речевое развитие важно для формирования его личности, развития.

Особенности речевого развития детей раннего возраста. Типичные ошибки родителей в разговоре в с детьми Речевое развитие детей начинается еще за долго до произнесения первых слов в утробе матери. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни.

Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста Согласно учению Д. Б. Эльконина период раннего детства составляет возраст от года до трех лет. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного.

Развитие речевого этикета у дошкольников в сюжетно –ролевой игре Дошкольный возраст – это яркий период открытий, удивлений,любознательности, очень важен в жизни ребёнка. Основной формой работы с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевого этикета у детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 октября 2017 в 19:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД