Любовь Захаркевич
Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад «Росинка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:
«Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях семьи»
Подготовила и провела :
воспитатель:
Захаркевич Л. В.
Публикация «Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях семьи» размещена в разделах
Российское многонациональное общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность отечественной культуры. Набор ценностей, которые усваивает ребенок происходит, прежде
всего в – семье. «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства”, - гласит Семейный кодекс. Многие ценности, в том числе и семейные, оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, издревле присущие как российской отечественной, так и каждой национальной культуре. Ведущая роль в решении данной проблемы принадлежит структурам образования. Современная семья испытывает небывалые, порою критические затруднения. Новые социально-экономические условия, социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания. Все это приводит к деградации семейного образа жизни. Результатами такого положения семьи являются :
- резкого снижения престижа семьи;
- рост числа разводов, обусловленных в ряде случаев внутрисемейным насилием;
- резкое увеличение детской преступности, увеличение количества детей, приобщающихся к алкоголю, проституции, наркотикам;
- резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, что является причиной возникновения споров, ссор, чувства зависти, проявлений недоброжелательного отношения друг к другу;
- рост конфликтности среди членов семьи, снижение авторитета родителей;
- снижением роли семьи в сохранении национальных культурных ценностей и необходимостью восстановления и повышения этой роли;
-смена «кругов ценностей»;
- усилением тенденции самоустранения многих родителей от воспитания собственных детей,
- у молодежи утрачено традиционное восприятие родительства и детства, снижается социальная значимость отцовства и материнства;
- господство в современной семье материальных ценностей над духовными; • формирование у детей и подростков новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «я»;
- происходит распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций; • недостаток знаний у школьников о своей семье, о ее истории.
По данным Госкомстата РФ ежедневно распадается более 1 тыс. семей, 31,4% детей имеют только одного родителя. Ежегодно 63% детей в стране подвергаются насилию в семье, увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции : увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое. Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.
Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций. Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».
Таким образом, кризис семьи приводит к разрушению самой ценности образа жизни, к исчезновению понятия «семейственность». Главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким