Лучший педагог года

Формирование словаря детей старшей группы средствам использования дидактических игр

Нина Усова
Формирование словаря детей старшей группы средствам использования дидактических игр

Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.

Поскольку в дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка, среди разнообразных видов деятельности, осуществляемых человеком, игра является самым доступным, то оптимальным средством развития словаря детей дошкольного возраста является игра. Дидактические игры могут быть широко использованы воспитателем в работе над развитием словаря детей дошкольного возраста.

Публикация «Формирование словаря детей старшей группы средствам использования дидактических игр» размещена в разделах

Исследование словаря у детей младшего дошкольного возраста показало, что в этом возрасте у дошкольников отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки.

Для формирования словаря дошкольников весьма эффективно зарекомендовали себя дидактические игры. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Проведение дидактических игр включает :

— ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

— объяснение хода, а правила игры;

— показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

— определение роли воспитателя в игре, его участие в роли играющего, болельщика или орбита. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих;

— подведение итогов игры.

Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры стимулирует развитие словаря.

Тема: «Животный мир леса»

Цель: развитие активного словаря дошкольников.

Задачи:

— Расширять представления детей об образе жизни диких животных, их особенностях;

— Включить в словарь новые слова : травоядное животное, хищник;

— Упражнять в умении образования ласковых слов, названий детенышей животных;

Оборудование:

Картинки с изображением животных, разрезанные на 4-6 частей; картинки с силуэтным изображением животных; картинки, изображающие животных и их детенышей; заготовленные рисунки животных в черно-белом изображении

Дидактическая игра «Назови ласково»

Задание: изменить слово, сказать ласково:

Белка, лиса, волк, сова, еж, мышь, бурундук, енот, барсук, косуля, лягушка, комар, муха, паук, медведь, соболь, ящерица, муравей, дятел.

Вопросы детям: — Как можно назвать зайца ласково? – Зайчик

Дидактическое упражнение «Расскажи про животное»

Задания: Взгляните на тени этих животных. Чтоб тень превратилась в животное, надо рассказать про это животное:

Заяц, белка, лиса, медведь.

Повторите и запомните слова : хищник, травоядное.

Вопросы детям: — Кому принадлежит эта тень?

— большое или маленькое это животное?

— какого цвета у него шуба?;

— где спит?

— чем питается?

- это хищник или травоядное?

Дидактическая игра «Родители и детеныши»

Дети отвечают по одному, кто быстрей сообразит.

Вопросы: — Как зовут детенышей животных?

Дидактическая игра «Сложи картинку»

:Дети складывают картинку из частей, отвечают по очереди на вопрос воспитателя.

Задание: Составьте из частей целую картинку.

Вопросы детям: — Какое животное получилось?

— Как называется дом этого животного?

Дидактическая игра «Раскрась животное»

Воспитатель раздает детям картинки для раскрашивания с изображением диких животных.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Воспитатель: -Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю. Я начну предложение, а вы подберите нужное слово, чтобы его закончить.

Зайчик летом серый, а зимой …

Лисята живут в норке, а волчата в …

Волк зимой охотится, а медведь …

У зайчонка уши длинные, а у медвежонка …

Медведь спит в берлоге, а белка в…

У лисы мех шелковистый, а у волка…

Мышонок серый, а лягушонок ….

У зайца хвостик короткий, а ушки …

Ёжик маленький, а медведь…

Белочка пушистая, а ёжик… …

Дидактическая игра «Заселяем теремок»

Дети по очереди просят пустить их пожить в теремке, а воспитатель предлагает рассказать о животном. Получается диалог:

Ребё нок: — Кто-кто в теремочке живёт? Воспитатель: — Я мышка, а ты кто?

Ребё нок: — Я лисичка-сестричка. Воспитатель: — А что ты умеешь делать?

Ребё нок: — Я крадусь, принюхиваюсь, охочусь. Воспитатель: Заходи, будем жить-поживать.

Ребё нок: -Я — рыжая белка. Бегаю по веткам. На зиму делаю запасы, орешки собираю, грибочки сушу.

— Я — медведь. Топаю по лесу, мёд ищу, ульи ворошу.

— Я — заяц. Быстро скачу, морковку грызу.

— Я- еж. Умею сворачиваться в клубок.

— Я — волк. Умею охотиться, выть, быстро бегать.

— Я -кошка. Я бегаю и играю, люблю рыбку, лакаю молочко, лижу лапу, сплю, мурлычу и мяукаю.

— Я — собака. Дом сторожу, на охоту хожу, в конуре сплю, лаю, грызу кость.

— Я — петушок. Умею кричать «Кукареку», по утрам всех бужу, клюю зерна.

— Я — корова. Мычу, даю молока, жую травку.

— Я- коза. Даю молоко, блею, щиплю травку, бодаюсь, гуляю.

— Я- лошадь. Умею скакать, ржать, копытами стучать, груз возить.

Дидактическая игра «Превращалки»

Воспитатель: Животные очень любят играть, резвиться на полянке.

Превращаться мы теперь

Будем без заминки.

И в кого мы превратимся,

Подскажут нам картинки.

(На столе разложены картинки животных. Воспитатель детям показывает картинки и предлагает изобразить маленьких детенышей, резвящихся на полянке под аудиозапись).

Дидактическая игра «Угости животное»

— Мы набегались, устали,

Угощение достали.

Всё зверюшкам раздавайте,

Кто что любит, выбирайте!

- В корзинке лежат подарки для зверей. Ребята, помогите не перепутать подарки.

(На столе лежат изображения животных. Дети выбирают любую из картинок и «угощают» своего животного. На подносе искусственные морковки, грибы, мясо, бочонок с медом, орехи)

Воспитатель: — Угостите своё животное. Для этого нужно начать свой ответ со слов «я угощу…»

Варианты ответов:

— Я угощу медвежонка малиной, медом.

— Я угощу белочку грибком, орешками.

— Я угощу волчонка косточкой.

— Я угощу лосёнка веточкой.

— Я угощу зайчонка капустой, морковкой.

— Я угощу лисичку рыбкой, молоком.

— Я угощу ёжика грибами, яблоками.

Воспитатель: Давайте вспомним всех зверей, которых мы угощали. Как их назвать одним словом? (Дикие животные или дикие звери).

Дидактическая игра «Где, чей домик»

— Звери бегали, играли

Дружно домик свой искали.

Ну-ка, помогай

Где, чей домик, угадай?

(На доске «Лесная опушка» с наклеенными жилищами животных). Ребята, найдите для каждого зверя свой домик и расскажите, где какое животное живет.

Медвежата — в берлоге;

Зайчата — под кустом;

Лисята — в норе;

Лосята — под деревом;

Волчата — в логове;

Ёжики — в норке;

Белочки — в дупле.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Фотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группыФотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группы Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Задачи: Формировать у детей потребность в здоровом образе.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы (3 период 11 тем) Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 3 периода по 11 лексическим темам, изучаемым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование словаря детей старшей группы средствам использования дидактических игр
Опубликовано: 13 ноября 2021 в 19:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД