Приложение МААМ

Формирование словаря детей старшей группы средствам использования дидактических игр

Нина Усова
Формирование словаря детей старшей группы средствам использования дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.

Поскольку в дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка, среди разнообразных видов деятельности, осуществляемых человеком, игра является самым доступным, то оптимальным средством развития словаря детей дошкольного возраста является игра. Дидактические игры могут быть широко использованы воспитателем в работе над развитием словаря детей дошкольного возраста.

Публикация «Формирование словаря детей старшей группы средствам использования дидактических игр» размещена в разделах

Исследование словаря у детей младшего дошкольного возраста показало, что в этом возрасте у дошкольников отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки.

Для формирования словаря дошкольников весьма эффективно зарекомендовали себя дидактические игры. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Проведение дидактических игр включает :

— ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

— объяснение хода, а правила игры;

— показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

— определение роли воспитателя в игре, его участие в роли играющего, болельщика или орбита. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих;

— подведение итогов игры.

Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры стимулирует развитие словаря.

Тема: «Животный мир леса»

Цель: развитие активного словаря дошкольников.

Задачи:

— Расширять представления детей об образе жизни диких животных, их особенностях;

— Включить в словарь новые слова : травоядное животное, хищник;

— Упражнять в умении образования ласковых слов, названий детенышей животных;

Оборудование:

Картинки с изображением животных, разрезанные на 4-6 частей; картинки с силуэтным изображением животных; картинки, изображающие животных и их детенышей; заготовленные рисунки животных в черно-белом изображении

Дидактическая игра «Назови ласково»

Задание: изменить слово, сказать ласково:

Белка, лиса, волк, сова, еж, мышь, бурундук, енот, барсук, косуля, лягушка, комар, муха, паук, медведь, соболь, ящерица, муравей, дятел.

Вопросы детям: — Как можно назвать зайца ласково? – Зайчик

Дидактическое упражнение «Расскажи про животное»

Задания: Взгляните на тени этих животных. Чтоб тень превратилась в животное, надо рассказать про это животное:

Заяц, белка, лиса, медведь.

Повторите и запомните слова : хищник, травоядное.

Вопросы детям: — Кому принадлежит эта тень?

— большое или маленькое это животное?

— какого цвета у него шуба?;

— где спит?

— чем питается?

- это хищник или травоядное?

Дидактическая игра «Родители и детеныши»

Дети отвечают по одному, кто быстрей сообразит.

Вопросы: — Как зовут детенышей животных?

Дидактическая игра «Сложи картинку»

:Дети складывают картинку из частей, отвечают по очереди на вопрос воспитателя.

Задание: Составьте из частей целую картинку.

Вопросы детям: — Какое животное получилось?

— Как называется дом этого животного?

Дидактическая игра «Раскрась животное»

Воспитатель раздает детям картинки для раскрашивания с изображением диких животных.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Воспитатель: -Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю. Я начну предложение, а вы подберите нужное слово, чтобы его закончить.

Зайчик летом серый, а зимой …

Лисята живут в норке, а волчата в …

Волк зимой охотится, а медведь …

У зайчонка уши длинные, а у медвежонка …

Медведь спит в берлоге, а белка в…

У лисы мех шелковистый, а у волка…

Мышонок серый, а лягушонок ….

У зайца хвостик короткий, а ушки …

Ёжик маленький, а медведь…

Белочка пушистая, а ёжик… …

Дидактическая игра «Заселяем теремок»

Дети по очереди просят пустить их пожить в теремке, а воспитатель предлагает рассказать о животном. Получается диалог:

Ребё нок: — Кто-кто в теремочке живёт? Воспитатель: — Я мышка, а ты кто?

Ребё нок: — Я лисичка-сестричка. Воспитатель: — А что ты умеешь делать?

Ребё нок: — Я крадусь, принюхиваюсь, охочусь. Воспитатель: Заходи, будем жить-поживать.

Ребё нок: -Я — рыжая белка. Бегаю по веткам. На зиму делаю запасы, орешки собираю, грибочки сушу.

— Я — медведь. Топаю по лесу, мёд ищу, ульи ворошу.

— Я — заяц. Быстро скачу, морковку грызу.

— Я- еж. Умею сворачиваться в клубок.

— Я — волк. Умею охотиться, выть, быстро бегать.

— Я -кошка. Я бегаю и играю, люблю рыбку, лакаю молочко, лижу лапу, сплю, мурлычу и мяукаю.

— Я — собака. Дом сторожу, на охоту хожу, в конуре сплю, лаю, грызу кость.

— Я — петушок. Умею кричать «Кукареку», по утрам всех бужу, клюю зерна.

— Я — корова. Мычу, даю молока, жую травку.

— Я- коза. Даю молоко, блею, щиплю травку, бодаюсь, гуляю.

— Я- лошадь. Умею скакать, ржать, копытами стучать, груз возить.

Дидактическая игра «Превращалки»

Воспитатель: Животные очень любят играть, резвиться на полянке.

Превращаться мы теперь

Будем без заминки.

И в кого мы превратимся,

Подскажут нам картинки.

(На столе разложены картинки животных. Воспитатель детям показывает картинки и предлагает изобразить маленьких детенышей, резвящихся на полянке под аудиозапись).

Дидактическая игра «Угости животное»

— Мы набегались, устали,

Угощение достали.

Всё зверюшкам раздавайте,

Кто что любит, выбирайте!

- В корзинке лежат подарки для зверей. Ребята, помогите не перепутать подарки.

(На столе лежат изображения животных. Дети выбирают любую из картинок и «угощают» своего животного. На подносе искусственные морковки, грибы, мясо, бочонок с медом, орехи)

Воспитатель: — Угостите своё животное. Для этого нужно начать свой ответ со слов «я угощу…»

Варианты ответов:

— Я угощу медвежонка малиной, медом.

— Я угощу белочку грибком, орешками.

— Я угощу волчонка косточкой.

— Я угощу лосёнка веточкой.

— Я угощу зайчонка капустой, морковкой.

— Я угощу лисичку рыбкой, молоком.

— Я угощу ёжика грибами, яблоками.

Воспитатель: Давайте вспомним всех зверей, которых мы угощали. Как их назвать одним словом? (Дикие животные или дикие звери).

Дидактическая игра «Где, чей домик»

— Звери бегали, играли

Дружно домик свой искали.

Ну-ка, помогай

Где, чей домик, угадай?

(На доске «Лесная опушка» с наклеенными жилищами животных). Ребята, найдите для каждого зверя свой домик и расскажите, где какое животное живет.

Медвежата — в берлоге;

Зайчата — под кустом;

Лисята — в норе;

Лосята — под деревом;

Волчата — в логове;

Ёжики — в норке;

Белочки — в дупле.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Фотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группыФотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группы Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Задачи: Формировать у детей потребность в здоровом образе.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы (3 период 11 тем) Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 3 периода по 11 лексическим темам, изучаемым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование словаря детей старшей группы средствам использования дидактических игр
Опубликовано: 13 ноября 2021 в 19:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование словаря детей старшей группы средствам использования дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Нина Усова (УИ 2801067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД