Бакина Оксана Николаевна
Формирование словесного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с русскими народными сказками о животных
Овладение родным языком – важное приобретение ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира. Среди устной народной словесности видное место занимают русские народные сказки о животных.
Они просты и лаконичны. В их композиции нет ничего запутанного и осложненного. Воздействуя на эмоциональную сферу, сказки о животных позволяют детям дошкольного возраста проявить инициативу, раскрыть свои творческие способности.
С этой целью в нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяю вопросу формирования словесного творчества детей. Мною была разработана и апробирована на практике последовательность работы по обучению детей старшего дошкольного возраста способам творческой словесной деятельности на материале русских народных сказок о животных.
Работа проводится в 3 этапа. Каждый этап включает разработанные занятия, подобраны необходимые методы и приемы работы с детьми.
1 этап – накопление художественно-речевого опыта.
Задача – активизировать запас известных сказок; обогатить опыт детей знанием новых народных сказок о животных; воспитывать интерес к русским народным сказкам о животных.
На этом этапе детям читаются следующие русские народные сказки о животных: «У страха глаза велики», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и рак». Большое внимание уделяется выразительности подачи сказки, поскольку только в этом случае она может вызвать у детей яркие образы, доставить им радость.
Для того чтобы узнать, насколько правильно, дети понимают содержание сказок, характеры героев, им задаются вопросы, направленные на:
– понимание содержания сказки: «О ком эта сказка? Кто из животных хотел помочь зайцу?» (сказка «Лиса, заяц и петух»); «Что лиса предложила раку? Что сделал рак?» (сказка «Лиса и рак»);
– выявление характеров героев: «Какой вы представляете себе лису, волка?» (сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»);
– выяснение мотивов поступка: «Почему лиса предложила раку перегоняться?» (сказка «Лиса и Рак»);
– определение знаний о жанровых особенностях сказки: «Кто сочиняет сказки? Вспомните, чем отличается сказка от рассказа, стихотворения? В какой сказке лиса обманывает животных?» и т. д.
На занятиях, кроме вопросов, используются и другие приемы, такие как: загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.
Дети выполняют различные задания:
• объяснение пословицы «Трусливому зайке и пенек волк»;
• разыгрывание встреч лисы и волка;
• упражнение в интонационной выразительности: из сказки «Лиса, заяц и петух» им предлагали повторить слова зайчика: «Меня лиса выгнала» – удивлено, грустно, сердито.
При проведении дидактической игры «Кто, чем занимается» детям демонстрируются картинки с изображением животных и предлагали рассказать, что умеет делать это животное.
2 этап – овладение детьми способами творческого действия.
Задача – познакомить дошкольников с традиционными способами организации сюжета: прием повторности, способы цепного построения композиции, зачины, концовки.
На этом этапе дошкольников знакомят со способами построения сюжета, с приемом повторности, наличием зачина, концовки.
Темы проведенных занятий:
• чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»;
• показ на фланелеграфе сказок «Теремок» и «Репка»»;
• составление фильма-сказки «Лисичка со скалочкой».
При проведении занятий используются следующие методы: чтение художественной литературы; беседа по содержанию, составление фильма-сказки. На этом этапе задаются вопросы, направленные на понимание текста, на выявление жанровых особенностей сказки, на активизацию мыслительной деятельности детей.
Дошкольники могут составить фильм-сказку. Нарисовать эпизоды сказки «Лисичка со скалочкой», затем рассказать по киноленте сказку. Детям это удается, т. к. есть наглядность, они не путаются в последовательности, текст получался связным.
На этом этапе продолжается работа над выразительностью детской речи, пониманием характеров персонажей. Дети придумывают конец сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
Выше описанная методика позволяет не только учить детей домысливать сюжет, но и логически связывать события, использовать зачин, концовки.
3 этап – самостоятельное развитие повествования.
Задача – подвести детей к наибольшей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях; формированию собственного замысла, выбору темы, сюжета, героев; к овладению способами законченного построения, средствами выразительности.
Этот этап работы посвящен развитию самостоятельности в словесно-творческой деятельности детей. На этом этапе проводятся занятия:
• придумывание сказки на тему «Приключения зайца»;
• составление сказки детьми на самостоятельно выбранную тему;
• составление продолжения сказки, составленной воспитателем.
При проведении занятий используются следующие задания:
– составить сказку по плану воспитателя;
– составить сказку с помощью геометрических фигур, с самостоятельным выбором темы, героев.
Постепенно речь детей становится более полной, правильной, повышается интерес к народным сказкам о животных.
Проведение всех занятий позволяет отметить, что у детей старшего дошкольного возраста формируются умения строить композиции сказки, использовать правильные зачины, концовки; обогащается словарный запас; дошкольники с большим желанием участвуют в придумывании новых сказок. Систематическое использование фольклора в процессе развития речи детей, включающее ознакомление с особенностями жанров, соотнесение их с произведениями музыкального, изобразительного искусства положительно влияет на развитие детского словесного творчества.
Я считаю, что воспитатели дошкольных учреждений должны обладать необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, чтобы предоставить все условия и добиться наиболее высоких результатов в развитии речи и словесного творчества дошкольников на материале русских народных сказок о животных.