Папки-передвижки

Формирование социального опыта безопасного поведения детей на дорогах города через организацию совместной деятельности

Елена Балюева
Формирование социального опыта безопасного поведения детей на дорогах города через организацию совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме : «Формирование социального опыта безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах города через организацию совместной деятельности».

Балюева Елена Алексеевна, воспитатель I-й квалификационной категории.

Актуальность опыта.

С развитием технического прогресса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны увеличивается. В связи с этим растёт и количество дорожно - транспортных происшествий, в том числе с участием детей.

Публикация «Формирование социального опыта безопасного поведения детей на дорогах города через организацию совместной деятельности» размещена в разделах

Причиной этих дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. К этому приводит незнание основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не умеют определять расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми ловкими и быстрыми. Они не способны предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед стоящей машиной и внезапно появляются на пути выезжающей машины. Дети считают вполне естественным затеять на дороге веселую игру или выехать на проезжую часть на велосипеде.

Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил дорожного движения на улице. При появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут принять правильное решение моментально.

Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше научить его правилам поведения на улице, ориентации в пространстве, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Это позволит уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Чтобы помочь детям овладеть навыком безопасного поведения на улицах и для облегчения этого процесса, можно вполне обосновано использовать творческие методики, эффективность которых очевидна. Обучение правилам дорожного движения осуществляется мною по программе «Светофор» под редакцией Т. И. Даниловой и начинается уже с младшего возраста, с последовательным усложнением задач.

Однако помимо традиционных методик я применяю и инновационные технологии, такие как:

• проектная деятельность, организация которой помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что в конечном счете, развивает познавательные способности, творческое мышление, их коммуникативные навыки;

• предметно-развивающая среда;

• праздники и развлечения по правилам дорожного движения;

• целевые прогулки и мультимедийные экскурсии;

• выставки детских рисунков и поделок по правилам дорожного движения.

Несомненно, детскому саду нужно постоянно поддерживать контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям, как со стороны воспитателей, так и родителей, будут способствовать успешному овладению азбуки дорожного движения детьми.

В работе с родителями я широко использую:

- информационные стенды, папки-передвижки;

- родительские собрания, беседы с участием инспекторов ГИБДД;

-мастер - классы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);

- маршруты – безопасности, изготовленные совместно родителями и детьми;

- акции: «Пристегнись» и «Стань заметнее»;

- активное участие в создании атрибутов для сюжетно – ролевых игр по теме «Пешеходы», «Путешествие по городу», «Я - водитель»,

- участие родителей в конкурсе поделок «Мой друг светофор».

Обязательно информирую родителей, о том какая работа по профилактике дорожно - транспортных происшествий проводится в группе. Для закрепления программного материала даю детям задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например, запомнить путь из детского сада домой, нарисовать улицу, на которой живёшь. Родители могут прокомментировать рисунок малыша, уточнить, что он нарисовал, где на рисунке пешеходный переход и т. д. Объясняю родителям необходимость привития детям самостоятельности при передвижении по улице. С этой целью можно давать детям поручения в игровой форме : «Сегодня ты меня поведешь в детский сад, магазин и т. д.»

Тематическая художественная литература, плакаты, кинофильмы помогут родителям закрепить и расширить у детей представления о правилах дорожного движения.

Актуальность данного педагогического опыта заключается в том, что систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, партнерские отношения с родителями дают положительные результаты в достижении цели.

2. Постановка цели.

Исходя из актуальности данной проблемы, была определена цель опытной работы : создание в группе условий, оптимально обеспечивающих формирование социального опыта безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах города через организацию совместной деятельности.

Педагогические задачи, решаемые в опыте.

Задачи:

- закрепить правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

- сформировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;

- продолжить работу по обогащению словаря данной тематики, развитию диалогической речи;

- повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

4. Педагогические средства, используемые в опыте.

В работе с детьми использую следующие методы и технологии:

-проектный метод;

-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

-личностно-ориентированная технология;

-технология игрового обучения;

-метод наблюдения и беседы.

Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения :

-непосредственно-образовательная деятельность;

-игры;

-беседы;

-целевые прогулки (по территории детского сада);

- встречи с работниками ГИБДД;

-просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков;

-праздники, досуги, развлечения;

-конкурсы, выставки.

5. Технология описания опыта работы.

Работа в данном направлении проводилась, начиная со средней группы с 2016 года. Перед началом работы был проведен мониторинг по правилам дорожного движения.

Применялось использование анкеты для проверки знаний детей по теме «Дорожная азбука». Детям предлагалась серия заданий, по результатам которых определялись знания детей о правилах дорожного движения, умение правильно рассуждать, развитость логического мышления. Результаты выполнения всех заданий фиксировались в протоколе. Большинство детей показали следующие результаты:

Высокий уровень: сентябрь -13 %,

Средний уровень: сентябрь -50%,

Низкий уровень: сентябрь – 37 %.

В ходе обследования выявилось, что дети имеют недостаточный уровень знаний в данном направлении и необходимо:

Продолжить знакомить их с понятиями: «улица», «дорога», «светофор»,

«перекресток», «Остановка» и элементарными правилами поведения на улице.

• Уточнить знания детей о работе полицейского и назначении пешеходного светофора.

• Знакомить с различными видами городского транспорта, специальными машинами и их назначением.

• Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

• Знакомить детей с правилами велосипедиста.

С этой целью был разработан тематический план работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения. При построении данного плана активно применялась программа Даниловой Т. И. «Светофор».

На основании тематического плана мною была разработана система непосредственно образовательной деятельности. В процессе образовательной деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей. Основным механизмом формирования прочных знаний во время образовательной деятельности являются повторение и выполнение различных заданий. Опираясь на данную систему, познание детьми основ дорожной безопасности идет планомерно, объём информации постепенно увеличивается и усложняется.

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет предметно-развивающая среда. В нашей группе был создан уголок по безопасности дорожного движения. В уголке по правилам дорожного движения я оформила макет «Улица нашего города». Он существенно облегчает работу по ознакомлению детей со знаками дорожного движения. С помощью этого макета мы с детьми моделируем опасные и безопасные ситуации на дороге. Я наглядно показываю детям движение транспортных средств: грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняя, что, если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл или легковой автомобиль с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды. Используя фигурки пешеходов и транспорта, можно наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

Для закрепления знаний по правилам дорожного движения была создана подборка дидактических игр. Дидактическая игра имеет широкий спектр применения по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. Играя в эти игры, дети научатся различать цвета светофора и их значение, распознавать виды транспортных средств, усваивают понятиям «тротуар», «проезжая часть», дорожные знаки.

С целью обогащения опыта детей в течение года я проводила целевые прогулки на территории детского сада и разработала картотеку наблюдений. Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, я неоднократно обращала внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы. В процессе наблюдения учила различать и называть элементы дороги, основные ошибки пешеходов и водителей.

Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения мною создана картотека подвижных игр, а также альбом загадок по теме. Наряду с двигательной нагрузкой дети также закрепляют свои знания о правилах дорожного движения. При организации игр я учитываю интересы девочек и мальчиков. Перед тем, как использовать альбом с загадками в работе с детьми я рассказываю о правилах дорожного движения и о значении каждого знака, или предлагаю детям вспомнить и рассказать о них самим. Затем я читаю детям загадки в случайном порядке. Играющие должны разгадать загадку и назвать ответ. Также можно использовать карточки, на которых есть изображение ответа. При правильном ответе ребенок находит верную карточку и кладёт ее возле себя. Выигравшим считается тот, у кого наибольшее количество правильных ответов.

Для активизации социального опыта безопасного поведения детей на дорогах была создана атрибутика для сюжетно – ролевых игр. Картотека сюжетно – ролевых игр на тему: «Пешеходы», «Путешествие по городу», «Я – водитель».

В начале учебного года 2017-2018гг. снова был проведен мониторинг по правилам дорожного движения среди детей старшей группы. Использовалась анкета для проверки знаний детей по теме «Дорожная азбука». Дети, имеющие средний уровень знаний, в достаточной мере для своего возраста освоили опыт безопасного поведения в окружающем мире, рассказывают о том, как нужно вести себя на улице, на природе, в транспорте, но вот не всегда соблюдают эти правила. Дети знают элементарные правила дорожного движения, но знаки дорожного движения знают не все - называют светофор и «зебру».

Дети, имеющие уровень знаний ниже среднего, различают и называют специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», но их значение объясняют с помощью дополнительных вопросов. Результаты выполнения всех заданий фиксировались в протоколе.

Для реализации задач по старшему дошкольному возрасту был разработан тематический план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. Согласно данному плану также имеется система конспектов непосредственно образовательной деятельности. Во время организованной образовательной деятельности продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного "словаря".

Для развития детской смекалки и закрепления знаний о правилах дорожного движения я подобрала иллюстративно-наглядный материал «Что перепутал художник», где ребята на основании полученных знаний исправляют заведомо допущенную ошибку. Также в уголок по обучению правилам дорожного движения добавлена картотека «Стихи о правилах дорожного движения».

Итоговый анализ качества усвоения детьми данной группы правил дорожного движения позволил выстроить следующий рейтинговый порядок:

Высокий уровень: 25%,

Средний уровень: 65 %,

Низкий уровень: 10 %

В ходе обследования выявилось, что дети имеют высокий и средний уровень знаний в данном направлении:

• Отвечают на вопросы о работе полицейского и назначении пешеходного светофора.

• Называют различные виды городского транспорта, специальные машины.

• Знают и называют дорожные знаки : «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!».

• Дети знают и умеют безопасно переходить улицу в сопровождении взрослого.

Однако, для детей все еще сложно ориентироваться в следующих ситуациях:

• Проявляют неуверенность, когда называют какое бывает движение машин (может быть односторонним, двусторонним, проезжая часть при двустороннем движении может разделяться линией).

• Необходимо развивать у детей умение находить дорожный знак к дорожной ситуации.

Наблюдения в процессе непосредственно образовательной, игровой деятельности и контрольные исследования в динамике показали, что в результате использования разработанных конспектов, использования игровых приёмов, условий специально созданной образовательной среды, отмечается заметное продвижение детей в усвоении навыков безопасного поведения на дороге. Дети имеют достаточно большой запас как теоретических, так и практических знаний, и навыков, которые в дальнейшем обеспечат ребенку способность различать опасные моменты своей жизни, опираясь на пример окружающих его близких людей.

Результативность опыта.

Об эффективности работы можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, такая система работы дает положительные результаты – за годы работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, работников ГИБДД, а значит, необходим дальнейшее совершенствование работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Список литературы:

1. Т. И. Данилова «Программа Светофор», Обучение детей дошкольного возраста Правила дорожного движения. – Спб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.-208 с.

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. :ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

3. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : МИПКРО, 1998.

5. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1980.

6. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. : просвещение, 1978.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Фотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогахФотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогах Фоторепортаж "Азбука дорожного движения" в рамках "Недели безопасного поведения на дорогах".Проблема безопасности дорожного движения на.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогахУголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах В нашем детском саду прошел смотр конкурс уголков по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Цели смотра конкурса: * формирование.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социального опыта безопасного поведения детей на дорогах города через организацию совместной деятельности
Опубликовано: 16 октября 2021 в 18:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социального опыта безопасного поведения детей на дорогах города через организацию совместной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Балюева (УИ 417123) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД