Получи документы

Формирование связной речи у детей игровыми методами

Светлана Игнатова
Формирование связной речи у детей игровыми методами

… Чтобы научиться говорить,

надо говорить. "

М. Р. Львов.

Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка. Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно, грамотно отражало замысел говорящего. Связная речь включает в себя две языковые формы – диалог и монолог. Развитие обеих форм играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в воспитательной работе.

Публикация «Формирование связной речи у детей игровыми методами» размещена в разделах

Значительно затрудняют работу по формированию связной речи у детей нарушения у них процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания., не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. Ограниченный словарный запас (неточное употребление многих лексических значений; в активном словаре преобладают существительные и глаголы; недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. При пересказе текстов дети ошибаются в передаче ло-гической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Несформированность связной речи отрицательно сказывается на развитие всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Поэтому формирование связной речи имеет важное значение для всего процесса обучения и воспитания.

Связная речь имеет самый низкий показатель по сравнению со всеми остальными компонентами речевой системы.

Программа предъявляет следующие требования по развитию связной речи :

- совершенствование диалогической формы речи, поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

- развитие монологической формы речи.

- формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки.

- формировать умения рассказывать (по плану или образцу) о предмете, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

- развивать умение составлять рассказ о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

- формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему предложенную воспитателем.

Пути развития связной речи.

--- диалогическая речь (ответы на вопросы полным предложением, инсценировки, сюжетно – ролевые игры)

--- монологическая речь (рассказ описание по графическому плану, по вопросам воспитателя; рассказ по сюжетным картинкам; рассказ по серии картинок; рассказ по готовому началу и концу; рассказ из собственного опыта)

Составить рассказ по предметно- графическому плану на тему «Как мы помогаем птицам»

Аналогично строится работа по обучению детей выделению и описанию признаков явления природы по теме «Времена года»

Составить несколько вариантов рассказа по одной и той же предметно- графической программе, выбирая каждый раз новые глаголы.

Прежде, чем предложить ребёнку описать предмет или животное я предлагаю ему фишки, обозначающие цвет, форму, величину и т. д. этого предмета.

Например- при описании белки предварительно предлагаю из ряда фишек разного цвета, выбрать ту, которая соответствует цвету заданного объекта (рыжий- серый, для описания формы- выбрать ту или иную геометрическую фигуру (похожа на шарик, для описания фактуры выбирается среди разного материала кусочек меха (пушистый, для описания функционального признака «чем питается «- изображение шишки, гриба и т. п.

Система моей работы по развитию связной речи у детей включает в себя упражнения по составлению предложений сначала простых, а затем сложных конструкций; игры и упражнения по обучению диалогической речи; игры и упражнения по обучению связной описательно-повествовательной речи, игры на установление правильного расположения картинок серии, объединённых единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента, игры эвристического характера (направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок., игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно, игры в «семантические абсурды» (предлагаем найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему.) ассоциативные игры - данный вид игр подготавливает к пересказу своими словами, актуализирует процесс отбора слов из долговременной памяти, систематизирует имеющийся у ребёнка словарь, чтение как специальный приём создающий базу для развития интереса к различным типам связного сообщения : сказкам, рассказу, стиху. Поэтому мы много читаем, рассматриваем иллюстрации и беседуем о прочитанном:

дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев, последовательность событий;

внимание детей обращается на традиционные сказочные обороты, которые одновременно являются одним из средств связности высказывания.

Формы организации обучения детей связной речи в системе ДОУ могут быть различными: игры, экскурсии, наблюдения и др. Логопед, воспитатели, руководитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, психолог мы все активно участвуем в процессе развития связной речи у детей в совместной деятельности, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения с детьми.

В совместной деятельности используются такие приемы работы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время деятельности необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали у него желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни.

Для полноценного развития связной речи у дошкольника чрезвычайно значима игровая мотивация, которая реализуется прежде всего в сюжетно-ролевой игре. При этом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен побуждать их к речевой деятельности. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдении различными

объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, их интерес.

Прикреплённые файлы:

svjaznaja-rech_8972v.pptx | 5895,71 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование связной речи дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине Актуальность: Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только.

Формирование связной речи (для детей с ЗПР) Тема: «Транспорт» Тема: Составление рассказа с использованием наглядного плана. (Тема «Транспорт») Цели: продолжать учить детей связности, полноте, логичности.

Формирование связной речи (для детей с ЗПР) Тема: «Весна» Тема: Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин. («Весна») Цели: продолжать учить детей связности, полноте,.

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники 1. Технология опыта. Цель работы: -формирование связной речи посредством использования мнемотехники. Задачи: -обучение анализу, планированию,.

Формирование связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями при помощи стимульных картинок и картинно-графических схем Семехина Светлана Георгиевна, учитель-логопед МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА», г. Клин Формирование связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Обобщение опыта «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с ОНР» Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Учитель-логопед МБОУ «Центр ПМСС» В. Л. Щеблыкина Речь, выступая в своём функциональном.

Опыт работы по теме «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком.

Педагогический совет по теме: «Формирование связной речи у дошкольников» Цель педсовета: • Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства.

Проектная деятельность в ДОУ. Взаимодействие с родителями. Формирование коммуникативных навыков, связной речи у детей с ОВЗ Проект на тему «Дом и его части» с использованием игры-драматизации Пояснительная записка Проблема Слабый познавательный интерес детей.

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии. В помощь логопедам Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии Развитие речи представляет собой сложный психофизиологический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связной речи у детей игровыми методами
Опубликовано: 10 декабря 2015 в 19:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД