Людмила Буданова
Формирование у детей 5–6 лет представлений о нравственных ценностях средствами технологии проблемного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение».
Маршалл Маклюэн
Дети самое большое достояние России. От того, какими они вырастут, зависит будущее нашей нации, нашего народа. Ребёнок развивается целостно в определённых условиях благодаря окружающим, приобретая их опыт, образцы поведения, нормы морали. Стремление к духовно - нравственным ценностям, таким как дружба, уважение, милосердие, доброта, взаимовыручка помогает ребёнку преодолевать жизненные преграды, жить в гармонии с собой и окружающими.
Публикация «Формирование у детей 5–6 лет представлений о нравственных ценностях средствами технологии проблемного обучения» размещена в разделах
В настоящее время общество предъявляет высокие требования к человеку, который должен быть не исполнителем, а творческой личностью с активной, жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому современная система образования, должна быть построена на предоставлении детям возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на разные знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Развитие таких способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности детей, специально организуемой педагогом в процессе проблемного обучения. Данная технология позволяет дошкольнику освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни. Для развития у детей способности сомневаться и критически мыслить, следует использовать групповую форму работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых : контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения важно научить понимать смысл и значение тех или иных правил поведения и в доступной форме раскрыть их в разных видах деятельности детей. Василий Александрович Сухомлинский отмечал: «Доброе дело совершается всегда с усилием, но, когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой». Только повторяя ежедневно упражнения по культуре поведения, нравственные действия превратятся постепенно в привычные поступки, вытекающие из внутренней необходимости.
Учитывая особенности развития детей старшего дошкольного возраста, их возросшие интеллектуальные возможности, умения логически мыслить и вступать в дискуссию, доказывать свою точку зрения, в своей педагогической деятельности по формированию нравственных ценностей, я применяю следующие методы проблемного обучения :
• проблемный вопрос;
• проблемный диалог на основе коротких рассказов Л. Н. Толстого, заключающих в себе нравственное поучение;
• проблемная ситуация.
Применение в образовательном процессе проблемного обучения помогает педагогу выполнить одну из важных задач – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление. Показатели такого обучения - простота общения, демократичность отношений. Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Как вы думаете, почему дети, зная, как надо поступать хорошо, поступают плохо? «Чтобы не превратить ребёнка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать» - Василий Александрович Сухомлинский.