Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности

Елена Кирюшина
Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности

Актуальность темы

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара — дети, 3/4 из них - дошкольники.

Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой.

Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Главная цель работы: как оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности.

Задачи:

- Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях.

- Познакомить с правилами противопожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения.

- Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам.

- Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику, самостоятельно находить решение проблем.

Система работы по данной проблеме включает:

- создание предметной среды (художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки,

макет перекрестка, дорожные знаки, настольно-печатные игры, альбом по дорожному движению, номера телефонов служб);

- совместную деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, дидактические игры, игры - занятия, вечера досуга, КВН, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них);

- взаимодействие с родителями (создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров – практикумов по типу круглого стола, организация совместных досугов);

- взаимосвязь с работниками службы безопасности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у дошкольников знаний по пожарной безопасности.

Познавательное развитие ребёнка – это физиологические и психологические изменения в общем развитии ребёнка, благодаря которым он получил возможность выйти за рамки непосредственно воспринимаемой деятельности. Территория познания малыша резко расширилась. Он понял, что мир, в которой он живёт, вовсе не такой маленький – он огромный, многообразный и… незнакомый.

Познавательное воспитание – целенаправленное развитие ощущений и восприятий как предпосылка игровой и учебной деятельности.

Важнейшим средством познавательного воспитания ребёнка является окружающая природа и все бытовые предметы.

Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

Предлагаемое пособие Т. А. Шорыгиной «Основы Безопасности для детей 5-8 лет», поострено в форме конспектов и загадками, сказками и рассказами, вопросами, заданиями и тестами.

Ребёнок узнаёт правила обращения с водой, Электра приборами, бытовым газом, некоторыми, принадлежностями для рукоделия. Познакомиться с важнейшими правилами пожарной безопасности, а также собраны занятия, рассказывающие, о безопасном поведении на городской улице, в лесу, парке, возле водоёмов.

«На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, пожарник, - кто ты будешь такой?»

Всем знакома это считалка.У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни, малыш, всё не так просто. Ну, вот, подумай на минутку, кем ты и вправду будешь, когда подрастёшь? Царём? Королём? - хотелось бы, наверное, но – увы. А что если сапожником стать? Или пожарным? Вот такие беседы отображены в методическом пособие Т. В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях…» для воспитателя ДОУ содержит материалы для бесед с детьми о различных профессиональных праздниках.

В наши дни профессий стало очень много. Так много, что все не перечислить в одной детской книжке. Но мы этого не будем делать. Мы расскажем только о самых, важных и нужных.

Учёт познавательных интересов и потребностей очень сложно. Опыт работы с детьми показал, что такая система позволяет максимально помочь дошкольникам освоить разнообразие доступные им способы познания окружающего мира, развивать познавательную активность, любознательность, воспитывать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира и т. д. Это всё отображено методическом пособии В. Н. Волачкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитее», где представлены 72 апробированных занятия, разработанных на основе программы «Детство», по познавательному развитию дошкольного возраста.

Материал и формы работы подобраны таким образам, чтобы педагогу было не сложно подготовиться к занятию, а детям приблизиться к более естественным для ребёнка к видам деятельности: игре, общению с взрослыми, и сверстниками, обыгрыванию ситуаций, трудовым поручителям и т. д.

Именно в таких формах происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, социально-личностное развитие дошкольников.

Все мы – педагоги, родители, воспитатели –пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он просто может растеряться.

При этом важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, хорошо или это плохо, почему это с ними случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делаете так. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

Поведением ребёнка во время пожара, показывает,что малыш отличает пассивно-оборонительная реакция: ребёнок от страха прячется в укромный угол комнаты вместо того чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, поэтому запреты, как правило, малоэффективны.

Таким образом, можно сделать вывод, что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста.

В методическом пособии «О работе с детьми по предупреждению пожаров» авторов Петина М. М. Салдеева М. Н. изложены основные формы и методы работы с дружинами юных пожарных (ДЮП, освещена профилактическая работа по предупреждению пожаров.

.

Безопасной жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие «безопасность жизнедеятельности в ДОУ» исследователи включают охрану жизни и здоровья детей,

Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности базируется на материалах программ «Будь здоров!» (авт. Н. И. Бочарова, Т. В. Плотникова и др.) «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и «Безопасность» (авт. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина).

формированию знаний по пожарной безопасности.

Система работы по данной проблеме включает:

- создание предметной среды – художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, настольно – печатные и дидактические игры, номера телефонов служб;

- совместная деятельность педагога и детей – наблюдения, беседы, игры – занятия, вечера досуга и т. д. И умение вести себя в них;

- работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров – практикумов по типу круглого стола, организация современных досугов;

- взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности;

- работу педагога по подбору дидактического материала для формирования у детей здорового чувства опасности.

Для этого создавалось предметная среда, включая яркие игрушки, атрибутику дидактические и настольно – печатные игры и др. Ежемесячно работа по формированию правил пожарной безопасности включалась в календарный план, знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изодеятельность.

Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они поняли опасность, которую несет огонь. На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.

Следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться, не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но и происходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не применять меры предосторожности.

На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров, так во время беседы на тему «Наш дом»фигурируют вопросы: «Почему телевизор можно смотреть с взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом, включать светильники?» и т. д.

Разнообразные формы работы с семьей:

- беседы о пожарной безопасности;

- размещение в уголке для родителей статей материалов пожарной безопасности в домашних и природных условиях;

-оформление папок-передвижек по профилактике пожарной безопасности;

- открытые просмотры для родителей с детьми по данной тематике;

- анкетирование;

- консультации;

- встречи с инспектором пожарной охраны. Если вы остались одни дома, то при появлении дыма, огня необходимо или вызвать по телефону 01 пожарную команду, дождаться ответа и сообщить свой адрес, или обратиться к соседям по квартире, по лестничной площадке. Нельзя прятаться под кровать, убегать в другую комнату – лучше совсем убежать из квартиры.

Таким образом, можно сделать вывод, что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста. Дети, посещающие детские сады, более развиты и активы, обладают необходимым объемом знаний, соответствующим возрасту.

Как правило, в огне пожаров гибнут дети, которые остались дома одни, без присмотра взрослых.

Что нужно знать, если у вас в доме случился пожар? Караул! Пожар!

Сначала звоните «01» и лишь потом смотрите, нельзя ли потушить огонь своими силами.

Вызывая пожарных, четко отвечайте на вопросы телефонистки службы «01». Точно называйте улицу, номер дома, подъезда, этаж и номер квартиры.

Если есть возможность, машины надо встретить. Это тоже сбережет лишние минуты.

Иногда люди пытаются потушить огонь своими силами. При этом нужно помнить, что загоревшийся телевизор, чадящий утюг или электрочайник можно тушить, только выдернув вилку электропроводки из розетки – иначе ударит током.

Телевизор опасен еще возможным взрывом кинескопа с выделением ядовито дыма.

На пожаре люди гибнут в основном не от пламени, а от дыма – ожоги получает уже труп.

Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения.

Поэтому при тушении огня всеми способами защищайтесь от дыма, а если это невозможно – уходите из квартиры, закрывая дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя уменьшится без кислорода, а может и вовсе погаснуть).

Уходить из квартиры можно только точно зная, что там никого не осталось.Особенно надо следить за маленькими детьми: от дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в туалетах и ваннах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире можно заблудиться и у себя дома – помните об этой опасности. Дышите через мокрую тряпку. По задымленным коридорам пробирайтесь на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма. Закрывайте за собой двери.

Выбравшись из квартиры, тут же поднимайте соседей – в старых домах с деревянными перекрытиями огонь распространяется очень быстро, а в соседней квартире может оказаться старый человек, которому очень трудно передвигаться.

Если огонь уже разгорелся настолько, что пробираться на лестницу нет никакой возможности, уходите на балкон или в крайнем случае на карниз. Тщательно закройте за собой дверь или окно, чтобы вас не достал рвущийся следом огонь, и ждите помощи.

Не забывайте, что во многих домах, кроме обычных есть еще и пожарные лестницы – на ваше счастье, одна из них может оказаться прямо под окном.

Спускаться по связанным простыням или веревке опасно – как бы ваша страховка не порвалась. Но если нет иного выхода, дерзайте.

Главное, не теряйте присутствие духа. Иногда люди в панике прыгают с высоты 4-5 или более высоких этажей, хотя возможности спасения далеко не исчерпаны. Их толкает на это страх.

А ведь бывало, когда люди спасались даже, в казалось бы, безвыходной ситуации.

Так, известен случай, когда человек выжил, укрывшись от огня в наполненной водой ванне прикрыв себя сверху намоченным одеялом.

Заключение

Таким образом, формирования основы безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной безопасностью – это формирования полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. же умение применять правила в различных в жизненных ситуациях.

Одна из задач старшего дошкольного возраста – заложить правила личной безопасности, а так

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности во второй младшей группе.Формирование основ безопасности во второй младшей группе. Создание условий для социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности» во второй младшей группе.

Формирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. ФотоотчетФормирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. Фотоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. В рамках недели безопасности в нашем детском саду прошло мероприятие по формированию у детей основ.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Конспект занятия формирование основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия формирование основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить»Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить» Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить» Актуальность проекта: Сколько лет огонь.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Сценарий досуга по формированию основ пожарной безопасности: игра-квест «Юные пожарные»Сценарий досуга по формированию основ пожарной безопасности: игра-квест «Юные пожарные» Сценарий досуга по формированию основ пожарной безопасности Игра-квест «Юные пожарные» Составили: Орлова Т. В. воспитатель подготовительной.

Сценарий кукольного спектакля по правилам пожарной безопасности для дошкольников Сценарий кукольного спектакля по правилам пожарной безопасности «Сказка о том, как котят из пожара спасали»Автор: Перницкая Валентина Геннадьевна.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности
Опубликовано: 27 апреля 2020 в 16:45
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том, как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование интереса к...
Мастер-класс по созданию коллективной аппликации-коллажа «Мой любимый Бузулук» детьми...
Цель: Закреплять знания старших дошкольников о родном городе. Совершенствовать навыки изображения города с помощью материалов сделанных своими руками в...
Рисуем весенний пейзаж с ребенком подготовительной к школе группы на тему «Ранняя...
Для пополнения методической копилки педагогов предлагаю образец рисования пейзажа с ребенком подготовительной к школе группы на тему: «Ранняя весна....