МААМ-картинки

Формирование у младших школьников интереса к чтению

Алина Кравченко
Формирование у младших школьников интереса к чтению

Актуальность темы исследования определяется основными положениями Концепции литературного образования в Украине, согласно которым одной из главных задач уроков литературного чтения в начальной школе является формирование у учащихся интереса к чтению. Важность решения этой задачи обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью начитанности, приемами овладения информацией и способами ее переработки, которые служат универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, духовного становления личности, важным условием социальной активности каждого человека.

Публикация «Формирование у младших школьников интереса к чтению» размещена в разделах

Педагогика начального образования сегодня преодолевает стереотипные представления о возможностях младших школьников как читателей и ставит задачу формирования мировоззрения, развития эстетического чувства, образного мышления, речи. Однако в настоящее время интерес к чтению со стороны учащихся несколько снизился. Это явление имеет свое объяснение: переориентация духовных ценностей и нравственных идеалов; недостаточное внимание к читательским вкусам и интересам учащихся, направленность уроков на совершенствование техники чтения и воспроизведение основного практического содержания прочитанного; слабый учет возрастных особенностей и жизненного опыта младших школьников; засилье информационного поля школьников различными видами современной технологии (телевидение и компьютеризация). Все это свидетельствует о том, что вопрос о формировании читательских интересов и культуры чтения учащихся становится устойчивой потребностью с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки, которые требуют умелого педагогического подхода с учетом степени начитанности учащихся, их читательских пристрастий и литературных наклонностей.

Проблема формирования интереса к чтению находится в центре внимания отечественных и зарубежных психологов (Е. А. Бугрименко, Л. С. Выготский, Т. Г. Егоров, И. А. Зимняя, С. В. Маланов, Н. Г. Морозова, О. И. Никифорова, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, педагогов (Я. А. Коменский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, методистов (В. Г. Горецкий, О. В. Джежжелей, Т. Н. Лутова, М. Р. Львов, Н. Д. Молдавская, М. И. Оморокова, И. И. Пахненко, Т. С. Пиче-оол, З. И. Романовская, М. А. Рыбникова, Т. В. Рыжкова, Н. Н. Светловская О. В. Сосновская, учителей-практиков (И. Н. Вискушенко, Е. Ф. Григорьева, К. П. Долинговская, М. А. Зобнина, Т. И. Кохно, П. Б. Кочетова, А. М. Кушнир, Н. П. Локалова, В. О. Мартыненко, Г. Р. Мацько, Л. А. Музыка, Е. А. Рыбкина, В. Д. Фролова).

Цель исследования – состояла в теоретической и практической основе формирования у младших школьников интереса к чтению.

Объект исследования – является процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования – методика формирование у младших школьников интереса к чтению.

Методы исследования. В работе над проблемой использовались теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы, нормативной документации, изучение и обобщение опыта учителей, что дало возможность обобщить и систематизировать научные изыскания по проблеме исследования) и эмпирические (наблюдения за учебным процессом) методы исследования.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования апробированы на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект» (Армянск, 2013).

Исходя из задач исследования выяснили:

1. Формирование у младших школьников читательского интереса – одна из важных проблем, стоящих перед педагогами и учителями-практиками. Это обусловлено тем, что интерес к чтению является необходимым компонентом нравственного развития учащихся, определяющим фактором в процессе овладениями знаниями и в развитии стремления к их пополнению.

2. Теоретический анализ показывает, что в научной литературе даются различные трактовки понятиям «интерес» и «читательский интерес». Исходя из анализа имеющихся определений в нашем исследовании употребляем указанные термины в следующей интерпретации : «интерес» – активная познавательная направленность учащегося на тот или иной предмет или явление действительности; «читательский интерес», или «интерес к чтению» (данные понятия рассматриваем как абсолютные синонимы) – положительное эмоционально-окрашенное отношение учащихся к чтению произведений, имеющих для них значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих их духовным потребностям и психологическим особенностям.

3. Для организации успешной работы по формированию интереса к чтению в начальной школе учителю необходимо иметь представление о литературных интересах младшего школьника. В 6–7 лет школьников интересуют книги о подвигах, о детях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве; в этом возрасте учеников в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы. В 8–9 лет учащиеся особенно увлекаются книгами о природе, поскольку они помогают школьникам познать окружающий мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать. Для учащихся 9–10 лет характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям, но предпочтительно сказочным, фантастическим.

4. Работая над формированием интереса к чтению, учитель также должен учитывать следующие особенности читателей младшего школьного возраста : а) «эффект присутствия», означающий способность учащегося жить в образе; б) наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали; в) способность чувствовать противоречивость и многогранность персонажей, подтекст произведения; г) способность отождествлять художественный мир и реальный (это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению); д) способность узнавать себя и других в прочитанной книге. Исходим из того, что выявленные литературные интересы, возрастные особенности и возможности учащихся начальной школы позволят сделать процесс формирования у них читательского интереса наиболее эффективным и результативным.

5. В методической литературе представлены различные методы и приемы формирования читательского интереса у младших школьников. Основные из них следующие: а) правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «три П» : переживай, представляй, понимай прочитанное; б) исследовательская работа с текстом; в) детский клуб любителей чтения; г) ведение дневника читателя; д) творческие проекты. Отметим, что наиболее широкие возможности для развития интереса к чтению предоставляют уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.

6. Для изучения уровня сформированности читательского интереса у детей младшего школьного возраста может быть использована методика, предложенная И. Г. Жуковой.

Итак, общепризнанна огромная роль литературы и чтения в формировании личности. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения, следует приобщать учащегося к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Формирование интереса и любви к книге» для детей 5–6 лет b]Цель:[/b] Формирование интереса и любви к книге. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения бумаги, книги; Выявить знание детских.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля»Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля» В сотрудничестве с инструктором по физической культуре мы организовываем работу по формированию интереса детей к физической культуре и спорту;.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у младших школьников интереса к чтению
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 23:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД