Людмила Садчикова
«Формирование уважительного отношения к труду взрослых и его результатам у детей старшего дошкольного возраста» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
–пачкает чистую одежду, разбрасывает и не желает убирать игрушки, мусорит.
охотно проявляет желание помочь взрослым в выполнении каких –либо трудовых действиях – расставление игрушек по своим местам, раскладывание столовых приборов, мытьё кисточек после изодеятельности.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Публикация «„Формирование уважительного отношения к труду взрослых и его результатам у детей старшего дошкольного возраста“ (часть 2)» размещена в разделах
Для формирования у старших дошкольников уважительного отношения к труду взрослых и его результатам, которое неразрывно связано с формированием трудолюбия, умения, а главное – желания трудиться самому, наряду с классическими приемами, давно вошедшими в арсенал воспитателей, в своей работе я использую новые, современные (с учётом ФГТ) методы и приёмы. Мероприятия проводятся в рамках НОД, а также в свободной игровой деятельности. Это были беседы со старшими дошкольниками о ценности всего того, что создано руками человека и этической стороне не бережного отношения к результатам труда других людей; познавательные занятия с использованием демонстрационного и раздаточного материала; викторины. Важную роль в процессе заинтересовывания детей 5-6 лет трудом взрослых являются наблюдения за работой людей знакомых детям профессий - повара, прачки, медсестры, дворника, охранника, няни. Поэтому я провожу экскурсии по детскому саду. А так же всегда использую возможность познакомить детей с работой специалистов периодически исполняющих работы в детском саду - слесарь, стекольщик, укладчик асфальта, электрик, водитель привозящий продукты, плиточник. Наблюдение за строительством дома, расположенного в поле зрения прогулочного участка позволяет познакомить старших дошкольников со строительными профессиями: каменщик, столяр, машинист подъемного крана.
Поскольку подавляющее большинство детей воспринимают информацию, сопровождаемую визуальным рядом, гораздо лучше, чем только словесную я использую в своей работе ИКТ. Для расширения и углубления знаний о хорошо знакомых профессиях (врач, учитель, продавец и т. д) и для ознакомления старших дошкольников с профессиями с которыми им не приходится пересекаться лично в повседневной жизни (инженер, токарь, военный, печатник и многими другими) предлагаю вниманию детей компьютерные презентации и просмотры видео фильмов с подходящей тематикой.
Ключевое значение в формировании ценностного отношения к труду, как и в целом, социально-личностного развития ребёнка имеет игра. Именно в игре ребёнок постигает смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Следует отметить, что преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С игрой, как и с трудом, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы. Для закрепления представлений о труде взрослых я предлагаю старшим дошкольникам различные игры такие как - «Магазин», «Парикмахерская», «Автобус», «Аптека», «Поликлиника», «Почта» относящиеся к сюжетно-ролевым; дидактические – «Подумай и скажи», «Для кого что?», «Четвёртый – лишний», «Что сначала, что потом?», «Откуда хлеб берётся», «Хорошо или плохо»; строительные; словесные игры; игры-драматизации.
Так же очень важным является чтение художественной литературы. Есть очень много произведений, рассказывающих о важности и ценности труда-«Кем быть?» В. Маяковского, «Почта» С. Маршака, «Дядя Стёпа» С. Михалкова, «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Портниха» Б. Заходера, «Садовник» Г. Сапгир, «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинского и многие другие. Все они помогают формировать у детей старшего дошкольного возраста доброжелательное отношение к человеку-труженику.
Но сформировать умение уважать чужой труд, чувство благодарности за то, что пользуешься тем, что сделали для тебя другие невозможно без развития трудовой деятельности самого ребёнка. Поэтому, давая детям посильные поручения, развивая навыки самообслуживания, закрепляя различные умения и трудовые навыки мы можем сформировать у ребёнка чувство ответственности, желание доводить начатое до конца, умение радоваться результату, умение понимать ценность своего, а вместе с ним и чужого труда.
Итогом работы в этом направлении стало совместное с родителями интересное коллективно-творческое мероприятие «Кем работают наши мамы и папы».
Творческими усилиями педагогов, детей и их родителей была подготовлена и проведена презентация о профессиях –врач, продавец, переплётчик, швея, певица, повар, полицейский. Кроме компьютерной презентации посвящённой каждой из этих профессий родителями и детьми было представлено выступление. Так Катя и её мама, работающая швеёй разыграли сценку «Если платье порвалось»; Егор и его папа, работающий переплётчиком провели мастер класс «Как правильно починить порвавшуюся книгу; Лера и её мама, работающая певицей в филармонии спели дуэтом романс А. Алябьева «Соловей», мама Вики- полковник полиции продемонстрировала детям парадную форму и рассказала о работе полицейского. И в заключение, мама Насти, работающая поваром в ресторане вырезала из фруктов и овощей очень красивые цветы и фигурки, которые дети потом с удовольствием съели.
Детям и родителям очень понравилась такая форма проведения мероприятий из-за своей наглядности, познавательности и творческой атмосферы. Общим решением было организовывать такие мероприятия и по другим темам.
Проведённый после мероприятия мониторинг показал, что такая форма проведения является очень эффективной для ознакомления с профессиями и формирования ценностного отношения к труду взрослых и его результатам у детей старшего дошкольного возраста.
Мониторинг образовательных результатов в области «Труд» проводился мной по пособию «Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.» под редакцией Н. В. Верещагиной. Я выбрала именно этот диагностический материал потому, он легок и удобен в использовании и позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить общегрупповую тенденцию развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Для обеспечения достижения результатов ФГТ в образовательной области «Труд» необходимо:
Повышать профессиональную квалификацию педагога: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе сада, района, города по теме «Формирование уважительного отношения к труду взрослых и его результатам».
Повышать компьютерную грамотность педагогов, для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.
Создать современную, дружественную детям среду, соответствующую целям программы, обеспечить педпроцесс нужными методическими пособиями и материалами, пополнить техническими средствами (телевизор, музыкальный центр, компьютерным оборудованием и программным обеспечением.
Обобщить передовой опыт коллег в образовательной области «Труд».
Разработать единую систему (детский сад – родители) по формированию ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Внести изменения в годовой план.