Юлия
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - важнейший вид деятельности ребенка в любом возрасте. Составление экологических познаний при помощи игр с экологическим содержанием гарантирует практическое взаимодействие малыша с природой в месте его жизнедеятельности, направляет на знание природы, воспитывает эмоционально-чувственное ее восприятие, становление внимания к ней, инициирует отблеск воспоминаний о природе в продуктах детского творчества.
Публикация «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
Усвоение познаний о природе при поддержке игры, вызывающей тервогу, не имеет возможность не оказать воздействия на составление у их бережного и чуткого дела к объектам растительного и животного мира. А экологические познания, вызывающие чувственную реакцию у ребят, зайдут в их самостоятельную игру, будут содержанием, чем какого-либо другого, чем познания, влияние коих затрагивает только умственную сферу. Игра и экологическое образование в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т. е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности.
В экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста обширно применяются различные игры. Их подразделяют на 2 группы игр:
1) игры с готовым содержанием и правилами;
2) творческие или креативные игры.
Игры c готовым содержанием и правилами. В свою очередь данную группу можно разделить также на 2 категории:
1) дидактические;
2) подвижные.
Дидактические игры - это игры с правилами, имеющие готовое содержание. Данная категория игр направлена на уточнение, закрепление, расширение имеющиеся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Дидактические игры содействуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе. Младшим детям хорошо давать несложные задания («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку: самый большой поменьше, маленький» и т. д., которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д., идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
В младшем дошкольном возрасте основной формой познания окружающего мира выступает игра. Именно игра является ведущим видом деятельности малыша. Играя, ребенок и познает природу, и учится любоваться ею, видеть ее красоту и неповторимость. Через игру начинается процесс воспитания гуманных чувств детей по отношению к объектам природы, ребенок развивается духовно – нравственно. Для детей младшего дошкольного возраста именно игра является средством удовлетворения познавательных потребностей и средством реализации познавательной активности при взаимодействии с миром.
Таким образом, использование различных игр способствует формированию экологических представлений и навыков у детей младшего возраста.