Папки-передвижки

Формирование элементарных математических представлений И. А. Помораева

Елена Иванова
Формирование элементарных математических представлений И. А. Помораева

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад №272»

Принято:

Педагогическим советом

Протокол №1 от 30.08. 2019 г.

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ № 272

___ Берлизова Г. А.

Приказ № 75 от 30.08.2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к основной образовательной программе

дошкольного образования МАДОУ № 272

по познавательному развитию

ФЭМП

Публикация «Формирование элементарных математических представлений И, А, Помораева» размещена в разделах

Формирование элементарных математических представлений» И. А. Помораева, В. А. Позина)

для детей 4-5 лет)

средняя группа № 1

РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ:

Иванова Е. Ю.

г. Ростов-на-Дону

2019-2020 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии:

• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ;

• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

• Письмо «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО»№ 59-52/193/3 от 19.01.2017г, с инструктивно-методическим письмом по организации пространственно-предметной развивающей среды МАДОУ (на 2 л. в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. в 1 экз.);

• Устав МАДОУ №272 (утверждён приказом № 633 от 23.06.2015;

• Лицензия на образовательную деятельность регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.

• Основная образовательная программа дошкольного образования

МАДОУ № 272

Рабочая программа направлена на реализацию основной образовательной программы в части познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

ЦЕЛИ

Формирование элементарных математических представлений, первич-ных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира; форме, цвете, размере, количестве, числе, пространстве и времени.

Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

ЗАДАЧИ

Количество и счет

• Дать представление о множестве («много», может состоять из разных по качеству элементов : предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь выражения: «Здесь много кружков, одни – красного цвета, а другие – синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».

• Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое чис-лительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить по-следнее числительное ко всем пересчитываемым предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.

Формировать представления о порядковом счёте, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.

• Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; вы-кладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.

• На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп в предме-те, в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Величина

• Совершенствовать умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.

• Развивать умение сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего).

Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания ве-личины; вводить в активную речь воспитанников понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка – самая высокая, эта (оранжевая) – пониже, эта (розовая) – еще ниже, а эта (желтая) – самая низкая» и т. д.).

Форма

• Развивать представление воспитанников о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, шаре, кубе. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

• Учить различать и называть прямоугольник, его элементы : углы и сто-роны; сравнивать его с кругом, квадратом, треугольником.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных раз-меров: большой - маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямо-угольник).

• Развивать умение соотносить форму предметов с известными воспитан-никам геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь – прямоугольник и др.

Ориентировка в пространстве

• Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо - налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).

Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Ориентировка во времени

• Расширять представления воспитанников о частях суток, их характер-ных особенностях, последовательности (утро – день –вечер – ночь). Объяс-нить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Принципы:

Реализации рабочей программы по формированию элементарных математических представлений основываются на основных принципах общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• принцип научной обоснованности и практической применимости (со-держание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

• принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;

• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с воз-растными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможно-стями образовательных областей;

• принцип комплексно-тематического построения образовательного про-цесса;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• варьирование образовательного процесса в зависимости от региональ-ных особенностей;

• принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Объем реализации программы: 1 раз в неделю, 4 раза в месяц,

36 академических часов в год

Формы реализации программы:

• непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая дет-ская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодей-ствие и общение, накопление детьми определенной информации об окру-жающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;

• совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;

• дидактические игры;

Контингент воспитанников:

Всего детей по списку: 38 человек.

Пол: 16 мальчиков, 22 девочки.

Дата комплектования группы: 1 сентября 2017 года.

Условия реализации программы:

1. Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами :

Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности:объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т. д.

2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

условия для свободного выбора деятельности;

условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы;

создание разных пространственного предъявления детских продуктов :

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на ко-торых ребенок может поместить свою работу

-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.

-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализа-цию детей.

3. Самостоятельная деятельность детей;

4. Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.

5. Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями : родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

К концу года дети должны уметь:

• Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их харак-терные особенности (цвет, форму, величину);

• Считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос

«Сколько всего?»;

• Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (со-ставления пар);

• Раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;

• Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;

• Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);

• Различать левую и правую руки;

Определять части суток

2. Учебно-тематический план

(составлен в соответствиис календарным графиком МАДОУ № 272

на 2019-2020 учебный год)

Месяц, дата Кол-во заня-тий Вид и тема Кол-во часов Приме-чание

Сентябрь

03.09.2019 1 Количество и счёт. Величина. Ориентировка в пространстве. 1 час

10.09.2019 2 Количество и счёт. Ориентировка во времени. 1час

17.09.2019 3 Форма. Величина 1 час

24.09.2019 4 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве. 1 час

Октябрь

01.10.2019 5 Форма. Величина. Ориентировка в пространстве. 1 час

08.10.2019 6 Форма. Величина. 1 час

15.10.2019 7 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве.

1 час

22.10.2019 8 Количество и счёт. Величина. Ориентировка во времени. 1час

29.10.2019 9 Расширять представления о частях суток и их последовательности.

1 час

Ноябрь

05.11. 2019 10 Количество и счет. Форма. Ориентировка в пространстве. 1 час

12.11.2019 11 Количество и счёт. Величина. Форма. 1 час

19.11.2019 12 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве.

1 час

26.11.2019 13 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. 1 час

Декабрь

03.12.2019 14 Количество и счёт. Величина. Форма. 1 час

10.12.2019 15 Количество и счёт. Форма. Ориентировка во времени. 1час

17.12.2019 16 Количество и счёт. Величина. Форма. 1 час

24.12.2019 17 Количество и счёт. Форма. Ориентировка во времени. 1 час

Январь

14.01.2020 18 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Форма. 1 час

21.01.2020 19 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Величина.

1 час

28.01.2020 20 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Форма.

1 час

Февраль

04.02.2020 21 Количество и счет. Величина. 1 час

11.02.2020 22 Количество и счёт. Ориентировка во времени. Ориентировка в про-странстве. 1 час

18.02.2020 23

Количество и счёт. Ориентировка во времени. Ориентировка в про-странстве. Повторение 1час

25.02.2020 24 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Величина. 1 час

Март

03.03.2020 25 Количество и счёт. Форма. Ориентировка во времени. 1 час

10.03.2020

26

Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Величина. 1 час

17.03.2020

27 Ориентировка в пространстве. Количество и счёт. Величина. 1 час

24.03.2020 28 Количество и счёт. Величина. Форма. 1 час

31.03.2020 29 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве. 1 час

Апрель

07.04.2020 30 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве. 1 час

14.04.2020 31 Количество и счёт. Ориентировка во времени. Величина. 1час

21.04.2020 32 Количество и счёт. Величина. Ориентировка во времени. 1 час

28.04.2020 33 Количество и счёт. Форма. Вели-чина. 1 час

Май

05.05.2020 34 Количество и счёт. Величина. Ориентировка в пространстве. 1 час

19.05.2020 35 Закрепление. Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. 1 час

26.05.2020 36 Закрепление. Количество и счёт. Ориентировка во времени. 1 час

Итого: 36 36

часов

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое пособие:

• Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). Мозаика-Синтез, Москва, 2015

Формирование элементарных математических представлений

И. А. Помораева, В. А. Позина, Мозаика-Синтез, Москва, 2015.

Пособия для детей:

• Рабочие тетради. Математика для малышей : Средняя группа.

Д. Денисова, Ю. Дорожин.

Публикации по теме:

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представленийДемонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений Сегодня мне бы хотелось показать свой демонстрационный материал, который я использую на занятиях по формированию элементарных математических.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Итоговое занятие по развитию элементарных математических представлений Цель: обобщить и систематизировать знания детей по развитию элементарных математических представлений, на основе познавательной активности.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие элементарных математических представлений «Счет в пределах 5» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Развитие элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений И. А. Помораева
Опубликовано: 26 июня 2020 в 19:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД