Елена Иванова
Формирование элементарных математических представлений И. А. Помораева
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад №272»
Принято:
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08. 2019 г.
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ № 272
___ Берлизова Г. А.
Приказ № 75 от 30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к основной образовательной программе
дошкольного образования МАДОУ № 272
по познавательному развитию
ФЭМП
Публикация «Формирование элементарных математических представлений И, А, Помораева» размещена в разделах
(«Формирование элементарных математических представлений» И. А. Помораева, В. А. Позина)
для детей 4-5 лет)
средняя группа № 1
РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ:
Иванова Е. Ю.
г. Ростов-на-Дону
2019-2020 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии:
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ;
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
• Письмо «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО»№ 59-52/193/3 от 19.01.2017г, с инструктивно-методическим письмом по организации пространственно-предметной развивающей среды МАДОУ (на 2 л. в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. в 1 экз.);
• Устав МАДОУ №272 (утверждён приказом № 633 от 23.06.2015;
• Лицензия на образовательную деятельность регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.
• Основная образовательная программа дошкольного образования
МАДОУ № 272
Рабочая программа направлена на реализацию основной образовательной программы в части познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
ЦЕЛИ
• Формирование элементарных математических представлений, первич-ных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира; форме, цвете, размере, количестве, числе, пространстве и времени.
• Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
ЗАДАЧИ
Количество и счет
• Дать представление о множестве («много», может состоять из разных по качеству элементов : предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь выражения: «Здесь много кружков, одни – красного цвета, а другие – синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
• Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое чис-лительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить по-следнее числительное ко всем пересчитываемым предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.
• Формировать представления о порядковом счёте, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
• Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
• Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.
• Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; вы-кладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.
• На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп в предме-те, в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина
• Совершенствовать умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.
• Развивать умение сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего).
• Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания ве-личины; вводить в активную речь воспитанников понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка – самая высокая, эта (оранжевая) – пониже, эта (розовая) – еще ниже, а эта (желтая) – самая низкая» и т. д.).
Форма
• Развивать представление воспитанников о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, шаре, кубе. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
• Учить различать и называть прямоугольник, его элементы : углы и сто-роны; сравнивать его с кругом, квадратом, треугольником.
• Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных раз-меров: большой - маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямо-угольник).
• Развивать умение соотносить форму предметов с известными воспитан-никам геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь – прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве
• Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо - налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).
• Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени
• Расширять представления воспитанников о частях суток, их характер-ных особенностях, последовательности (утро – день –вечер – ночь). Объяс-нить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Принципы:
Реализации рабочей программы по формированию элементарных математических представлений основываются на основных принципах общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• принцип научной обоснованности и практической применимости (со-держание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
• принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с воз-растными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможно-стями образовательных областей;
• принцип комплексно-тематического построения образовательного про-цесса;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• варьирование образовательного процесса в зависимости от региональ-ных особенностей;
• принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Объем реализации программы: 1 раз в неделю, 4 раза в месяц,
36 академических часов в год
Формы реализации программы:
• непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая дет-ская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодей-ствие и общение, накопление детьми определенной информации об окру-жающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
• совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;
• дидактические игры;
Контингент воспитанников:
Всего детей по списку: 38 человек.
Пол: 16 мальчиков, 22 девочки.
Дата комплектования группы: 1 сентября 2017 года.
Условия реализации программы:
1. Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами :
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности:объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т. д.
2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространственного предъявления детских продуктов :
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на ко-торых ребенок может поместить свою работу
-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализа-цию детей.
3. Самостоятельная деятельность детей;
4. Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.
5. Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями : родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К концу года дети должны уметь:
• Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их харак-терные особенности (цвет, форму, величину);
• Считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос
«Сколько всего?»;
• Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (со-ставления пар);
• Раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;
• Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;
• Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
• Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
• Различать левую и правую руки;
• Определять части суток
2. Учебно-тематический план
(составлен в соответствиис календарным графиком МАДОУ № 272
на 2019-2020 учебный год)
Месяц, дата Кол-во заня-тий Вид и тема Кол-во часов Приме-чание
Сентябрь
03.09.2019 1 Количество и счёт. Величина. Ориентировка в пространстве. 1 час
10.09.2019 2 Количество и счёт. Ориентировка во времени. 1час
17.09.2019 3 Форма. Величина 1 час
24.09.2019 4 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве. 1 час
Октябрь
01.10.2019 5 Форма. Величина. Ориентировка в пространстве. 1 час
08.10.2019 6 Форма. Величина. 1 час
15.10.2019 7 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве.
1 час
22.10.2019 8 Количество и счёт. Величина. Ориентировка во времени. 1час
29.10.2019 9 Расширять представления о частях суток и их последовательности.
1 час
Ноябрь
05.11. 2019 10 Количество и счет. Форма. Ориентировка в пространстве. 1 час
12.11.2019 11 Количество и счёт. Величина. Форма. 1 час
19.11.2019 12 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве.
1 час
26.11.2019 13 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. 1 час
Декабрь
03.12.2019 14 Количество и счёт. Величина. Форма. 1 час
10.12.2019 15 Количество и счёт. Форма. Ориентировка во времени. 1час
17.12.2019 16 Количество и счёт. Величина. Форма. 1 час
24.12.2019 17 Количество и счёт. Форма. Ориентировка во времени. 1 час
Январь
14.01.2020 18 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Форма. 1 час
21.01.2020 19 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Величина.
1 час
28.01.2020 20 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Форма.
1 час
Февраль
04.02.2020 21 Количество и счет. Величина. 1 час
11.02.2020 22 Количество и счёт. Ориентировка во времени. Ориентировка в про-странстве. 1 час
18.02.2020 23
Количество и счёт. Ориентировка во времени. Ориентировка в про-странстве. Повторение 1час
25.02.2020 24 Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Величина. 1 час
Март
03.03.2020 25 Количество и счёт. Форма. Ориентировка во времени. 1 час
10.03.2020
26
Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Величина. 1 час
17.03.2020
27 Ориентировка в пространстве. Количество и счёт. Величина. 1 час
24.03.2020 28 Количество и счёт. Величина. Форма. 1 час
31.03.2020 29 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве. 1 час
Апрель
07.04.2020 30 Количество и счёт. Форма. Ориентировка в пространстве. 1 час
14.04.2020 31 Количество и счёт. Ориентировка во времени. Величина. 1час
21.04.2020 32 Количество и счёт. Величина. Ориентировка во времени. 1 час
28.04.2020 33 Количество и счёт. Форма. Вели-чина. 1 час
Май
05.05.2020 34 Количество и счёт. Величина. Ориентировка в пространстве. 1 час
19.05.2020 35 Закрепление. Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. 1 час
26.05.2020 36 Закрепление. Количество и счёт. Ориентировка во времени. 1 час
Итого: 36 36
часов
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое пособие:
• Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). Мозаика-Синтез, Москва, 2015
• Формирование элементарных математических представлений
И. А. Помораева, В. А. Позина, Мозаика-Синтез, Москва, 2015.
Пособия для детей:
• Рабочие тетради. Математика для малышей : Средняя группа.
Д. Денисова, Ю. Дорожин.