Получи документы

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

Елена Химюк
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Публикация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» размещена в разделах

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать полезные привычки, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и укреплении здоровья.

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. По официальным данным ежегодно общий уровень отклонения в здоровье возрастает на 6,7%. Появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, нарушениями осанки, излишним весом. Причин множество, но одна из них – малоподвижный образ жизни. Существует факт, что двигательная активность полезна для организма человека, это бесспорно.

Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения. Подписание В. В. Путиным Постановления “О повышении роли физической культуры спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее страны.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направлен на решение многих задач, но одна из них – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Одно из направлений развития и образования детей (образовательная область)«физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, овладение подвижными играми, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Реализация опыта осуществляется в процессе специально организованного обучения, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники.

Применение данного опыта позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению навыкам здорового образа жизни, вовлекать дошкольников в разнообразные виды деятельности, учитывать их интересы, склонности, уровень развития. Новизна опыта состоит в познавательной активности ребенка по изучению основ культуры здоровья в процессе разных видов деятельности, как совместной с педагогом и родителями, так и самостоятельной. Дошкольнику даются «живые» знания о ЗОЖ, которые получены практически, «чувственно»,которые можно уже сейчас применить в жизни, ощутить на деле их значимость. С ними можно поэкспериментировать, в них можно поиграть, их можно нарисовать, слепить, придумать рассказ. Такие знания гораздо естественнее и эффективнее приобретать в повседневной жизни, в конкретной жизненной ситуации. Именно в процессе своей практической деятельности ребенок должен узнавать: почему определенным образом надо умываться, чистить зубы, после каждого загрязнения мыть руки? Зачем делать зарядку, проветривать комнату, быть на воздухе? Почему надо днем спать, сидеть прямо, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот? Научиться рассуждать о своем здоровье ребенок должен не со слов взрослого, а на основе собственного (конечно, пока элементарного) опыта. Знание ребенком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасности жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.

Идея моей работы заключается в том, чтобы создать такую «среду здоровья», где любая деятельность: учебная, спортивная, досуговая – будет способствовать формированию у детей привычек и потребностей к здоровому образу жизни, становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормам и правилами.

Считаю, что опыт моей работы может быть использован:

воспитателями детских садов,

педагогами дополнительного образования,

инструкторами по физическому воспитанию,

родителями дошкольников,

а так же теми, кто хочет видеть своего ребенка активным, успешным, крепким, жизнерадостным и любознательным, а значит ЗДОРОВЫМ!

В работе с детьми использовала следующие здоровьесберегающие технологии :

• воздушные ванны (облегчённая одежда, сон без маек)

• полоскание полости рта и горла кипячёной водой комнатной температуры (после приема пищи)

• босохождение во время подготовки ко сну, бодрящей гимнастики, на прогулке в летний период

• упражнения для коррекции осанки

• гимнастика для глаз

• пальчиковая гимнастика

• дыхательная гимнастика

• гимнастика для ног, профилактика плоскостопия

• релаксационные паузы

• массаж биологически активных точек

• самомассаж Приложение №1 фото приложение №2

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ использовала наглядные, словесные и практические методы.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени, поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду имеет большое значение для правильного развития дошкольника. Основа здоровой среды - это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в группе. Здоровьесберегающая и развивающая среда способствует укреплению здоровья детей, закреплению знаний, умений и навыков. Для удобной работы были созданы картотеки дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, самомассажа, упражнений для профилактики плоскостопия, релаксационных упражнений, опытов по валеологии. Приложение №3

Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми является совместная работа с семьей в решении вопросов укрепления здоровья.

Для этого использовала различные формы и методы :

• анкетирование «Здоровье вашего ребенка», «Семья и ЗОЖ».

совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья.

• индивидуальные консультации, рекомендации по организации режима дня, развитию двигательных навыков.

• памятки, буклеты из серии «Ступеньки здоровья»

• выставки детских работ по изодеятельности на тему ЗОЖ. Пр. №4

Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия и различные виды деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Главная задача состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко продуманной системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов.

Об эффективности разработанных мероприятий по воспитанию здорового образа жизни свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников :

Дошкольники овладели навыками самооздоровления : дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж.

У детей сформировались представления о своем организме, повысился интерес к оздоровлению собственного организма.

Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.

Здоровый ребенок – активный, жизнерадостный, любознательный. Значит, не зря мы шли по ступенькам здоровья, доказывая народную мудрость: «Всяк человек своего здоровья кузнец».

Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса.

Индивидуальный план работы воспитателя «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Индивидуальный план работы воспитателя МБДОУ №7 «Ляйсан» на 2014 – 2017 учебные г. Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста с ОВЗ посредством использования природных факторов (опыт работы)Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста с ОВЗ посредством использования природных факторов (опыт работы) Тема:«Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста с ОВЗ посредством использования природных факторов». РЕСУРСНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Консультация для родителей Формирование здорового образа жизни у дошкольников Фундамент активного здорового долголетия закладывается в.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Консультация для родителей на тему: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Выполнила воспитатель гр.

Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии» «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» БДОУ «Детский сад №8 г. Тары» Старший воспитатель: Наумова Евгения Викторовна «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» «Идеал.

Образец отзыва о использовании методического материала «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» ОТЗЫВ об использовании методического материала при работе с родителями по теме: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников».

Опыт работы по теме «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется.

Тема самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Тема самообразования: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» "Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Опубликовано: 6 октября 2016 в 21:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД