«Формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой форме обучения».

Валентина Соколова
«Формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой форме обучения».

Формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой форме обучения.

Опыт работы воспитателя

Соколовой Валентины Михайловны

МБДОУ «Детский сад №60 компенсирующего вида»

Актуальность.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры общения. В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Владение богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры. Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Важную роль в жизни каждого человека играет межличностное общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.

Перспективный план работы «Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой форме обучения»

Первый этап - накопительный

№ Тема игр- занятий Цель (задачи) Оборудование Работа с родителями

Путешествие в страну Вежливости

1 Город «Приветствия» Дать знания о том, что существуют слова-приветствия. Закрепить знания о том, что при встрече надо здороваться, почему это нужно делать, воспитывать уважение к сверстникам. Ковер- самолет, костюм Феи, фонограмма мелодии для ее появления, лепестки для игры. Анкетирование

Педагогическая гостиная: «Воспитание культуры общения», папка-передвижка: «Умеем ли мы общаться»

2 Город «Вежливых Фей» Уточнить знания детей о правилах вежливости, упражнять в умении употреблять вежливые слова, обучение детей уместному использованию различных слов, формул благодарности. Ковер-самолет, костюм Феи, волшебная палочка, декорации. Консультация на тему: «Изучение разных стилей общения родителей с детьми» «Использование вежливых слов в семье» (рекомендации) Обсудить в родительском коллективе вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значения для формирования у ребенка убеждения о необходимости культурно говорить.

3 Город

«Улыбок» Познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать, о чем говорят другие, их настроение при помощи мимики, жестов. Ковер-самолет, картинки-пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний, письмо для детей Предложить воспитанникам рассказать близким об играх без слов.

Придумать, как можно изобразить без слов одного из животных.

«Как помочь детям с нарушениями в общении» – папка передвижка

4 Город «Юмора» Упражнять детей в игровой форме создать хорошее настроение для себя и других, а также понимать настроение окружающих детей.

Ковер-самолет, костюм Петрушки, большой конверт, фонограмма мелодий для танца. Предложить родителям

завести "Дневник настроения

ребенка". «Читаем сказки» - папка передвижка.

5 Город «Доброты» Формировать у детей потребность в доброжелательном общении со сверстниками, воспитывать доброе отношение к близким; уметь исправлять свои ошибки, прося прощения. Ковер-самолет, костюм Мальвины и Буратино, конверт с изображением того или иного настроения. Круглый стол «Формирование культуры речевого общения в семье». Участие в выставке семейных работ «Украсим нашу группу», чтение художественных произведений.

6 Город «Сказочных героев»(проигрывание ситуаций) Формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях; воспитывать дружеские отношения между детьми. Ковер-самолет, декорации к сказкам, волшебная палочка, лед. Советы, касающиеся стиля поведения родителей с конфликтными детьми.

7 Город «Солнышко»

(игровые ситуации) Упражнять детей доказывать свою точку зрения, развивать умение вести спор. Ковер-самолет, житончики, костюм для Незнайки Беседа на тему: Игра – одна из форм общения старшего дошкольника».

8 Город «Знаек» Закрепить знания детей о культуре общения, развивать умение слушать и слышать собеседника. Ковер-самолет, 2 конверта с заданиями. стол для жюри, табло для оценок, призы. Использование игровых ситуаций с родителями для закрепления правил культуры речевого общения со сверстниками.

Второй этап обучающе – игровой

Тема Цель (задачи)

Игры «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание», «Вежливый ручеек» Закрепить в игровой форме вежливые слова приветствия, прощания, побуждать употреблять их с соответствующей интонацией.

Игры «Жизнь в лесу», «Волны», «Театр теней», «Ожившие игрушки», «Через стекло», «Иностранец», «расскажи стихи без слов» Развитие языка жестов, мимики и пантомимики, развивать умения передавать чувства с помощью мимики и выразительных движений.

Игры «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение», «Поделись хорошим настроением», «Мимическая гимнастика», «Передай движение». Упражнять детей определять настроение собеседника, показанное с помощью мимики и жестов, упражнять в передаче своего настроения, в игровой форме создавать хорошее настроение для себя и других.

Игры «Спящая красавица», «Добрые волшебники», «Комплименты», «Волшебные очки», «Царевна-Несмеяна», «Открытки в подарок», «Связующая нить». Научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

Игры «Докажи, что ты прав», «Объясни, почему ты так думаешь». Упражнять детей доказывать свою точку зрения, развивать умение вести спор, упражнять в умении вести разговор, убедительно доказывать свою точку зрения.

Игры «Утка с утятами», «На мостике», «Рукавички», «Старенькая бабушка», «Цветик-семицветик», «Угадай-ка», «Закончи рисунок». Учить детей выражать чувство сопричастности друг к другу, развивая поддержку, помощь другим, учить уступать, развивать чувство ответственности за свои действия.

Третий этап – практически-игровой

Игры – драматизации: «Вежливый мышонок» (инсценировка, «Три поросенка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Воробьиная семья», «Маша и медведь», сцены из пьесы «Золотой ключик». Закрепить знания детей о формулах словесной вежливости, побуждать использовать их в игровых ситуациях; развивать умение общаться без слов с использованием жестов, мимики; формировать умение детей определять настроение человека по мимике и жестам, соотносить свое поведение с настроением и состоянием человека; закрепить правила культуры речевого общения, используя диалоги героев.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Больница», «Библиотека», «В гостях», «Семья», «Строители».

Закрепить умение детей вести себя вежливо, обращаться к окружающим, используя навыки речевого общения, умения детей понимать эмоциональное состояние других людей и соответственно вести себя организовывали сюжетно-ролевые игры:

Режиссерские игры: «Договорим то, чего не придумал автор», «В гостях у Барби», «Встреча друзей», «Медвежонок и кузнечик» и т. д.

Закрепить умения детей слушать собеседника, быть внимательным к партнеру по общению; развивать фантазию воображение.

Публикации по теме:

«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования и построен на основных принципах.

Аналитический отчет «Создание условий для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» С каждым годом растет объем информации, который нужно передавать подрастающему поколению. Речь помогает передать накопление предыдущими.

Открытое семейное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Зарница» в форме квеста Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №44 г. Сочи Авторская разработка открытого мероприятия для старшего.

Диагностика в форме беседы по выявлению знаний о фемининности у детей старшего дошкольного возраста Вопросы беседы: 1. Назови, какие роли может выполнять женщина в семье (дочь, сестра, внучка, племянница, жена, мать, бабушка, тетя, свекровь.

Конструирование среды дошкольного образовательного учреждения как условие формирования экономической культуры детей старшего В современных условиях к образованию предъявляются новые требования: содержание, передаваемое в образовательных системах, должно подготовить.

Методы и приёмы формирования навыков обследования у детей старшего дошкольного возраста Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного.

Педагогический проект, направленный на воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста «Азбука вежливости» Проект "Азбука вежливости" Проблема: Современное общество ждет от дошкольного образования развития всесторонне развитой личности ребенка.

Проектная деятельность «Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста» Шумакова Нелли Александровна МАДОУ №4 Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста. Слайд 1 Современная педагогика.

Стратегии взаимодействия родителей и детей как фактор формирования культуры общения Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители- пример тому. (народная мудрость) В современном человекознании одним из важнейших.

«Ежики». Дидактическая игра для формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста«Ежики». Дидактическая игра для формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста УРА! УРА! — идёт парад. Параду рад мой младший брат. Кричит парад: — УРА! УРА! А младший брат: — УА! УА! Для чего и зачем обучать грамоте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой форме обучения».
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 15:06
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
31 марта. День рождения Корнея Чуковского

Исполняется 141 год со дня рождения замечательного поэта и переводчика, одного из патриархов нашей детской литературы, – Корнея Ивановича Чуковского. Предлагаем воспользоваться этим поводом для более...

30 марта. День огорода на подоконнике

 Для настоящего огородника всегда сезон, ведь грядки можно разбить и на подоконнике. Это несложно, а в награду всегда под рукой будет свежая зелень. Сегодняшний тематический день посвящен изучению с...


Горячие темочки