Светлана Егорова
Формы педагогической работы с детьми по развитию исследовательских способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми
кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязев.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получиться; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. все это объекты исследования.
Публикация «Формы педагогической работы с детьми по развитию исследовательских способностей дошкольников» размещена в разделах
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования.
Реализация образовательной области "Познавательное развитие" в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы как :
• экспериментирование;
• исследование;
• коллекционирование;
• проектирование.
Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако, такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.
Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития. В условиях экспериментирования ребенок сам ищет и создает проблемные ситуации. Особая ценность экспериментирования состоит в активно-преобразующей деятельности ребенка. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно тогда, когда они могут преобразовывать, изменять объекты с целью познания внутренних связей и отношений.
Наибольший развивающий эффект имеет свободное экспериментирование, которое не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется, когда в процессе деятельности ребенок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направление деятельности.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Слова восточного мудреца гласят: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Ситуация экспериментирования дает ребенку большие возможности для общения со сверстниками и взрослыми. При этом ребенок может выступать в роли равноправного партнера по деятельности.
Экспериментирование является средством, помогающим ребенку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производиться в специально организованных условиях.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.
Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Работая на огороде, ребята замечают, что там, где много сорняков редис мелкий, а там, где их нет, крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Аккуратно срезая веточки деревьев, вместе с детьми наблюдаем, у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений.
Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, магнит, вода и т. д. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепиться и почему.
Старших дошкольников мы знакомим с движением тел и его основными компонентами, шарообразностью Земли, суточными и сезонными изменениями, с массой тел (при помощи весов, с агрегатными изменениями вещества и пр.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Одним из видов игр, которые могут быть использованы педагогом в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов его здоровьесберегающей деятельности, становятся игры-эксперименты и игры-путешествия.
Игры-эксперименты, а также игры-путешествия являются одним из видов дидактической игры.
Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры-эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности малышей. Так, например, в младшем дошкольном возрасте игры-эксперименты и игры-путешествия должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребенка до трех лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ним.
Основное действие для ребенка - это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков здорового образа жизни.
Игры-путешествия для младших дошкольников заключаются в том, что ребенок будто бы совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия. Например, для малышей актуально знакомство с разными видами щеток (зубная, для волос, щётка-сметка, щётка для одежды и т. д.). Игра-путешествие предоставляет ему возможность найти необходимый вариант для разрешения конкретной ситуации.
В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5 летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящие его к эксперименту или по цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях.
Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходиться на 4-5 лет, игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие вопросы.
Для детей старшего дошкольного возраста игры-эксперименты ориентированы на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики» ребенку 5-7 лет. Такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно-следственные связи, сделать выводы. Самое главное, что ребенок делает их самостоятельно при косвенном участии взрослого.
Игры- путешествия для старших дошкольников нацелены на «полидеятельность», поскольку предлагают ребёнку разнообразие деятельностей или комбинацию разнообразных действий, что отвечает возможностям 6-7 летнего ребенка. Игры – эксперименты разработаны (и должны использоваться воспитателем) с учетом следующих факторов.
• Возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
• Доступность содержания игр;
• Сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;
• Обеспечение «культурной практики» детей в игре;
• Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
• Соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе.
• Постепенное усложнение игр;
• Цикличность организации игр.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».