татьяна алексеева
«Я познаю мир». Система работы по развитию познавательных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Я познаю мир
Основная цель данного пособия – развитие творческого, продуктивного, диалектического мышления дошкольников. Развитие диалектического мышления у дошкольников необходимо для того, чтобы у ребенка обнаруживались способности успешно решать мыслительные задачи.
Публикация «„Я познаю мир“, Система работы по развитию познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Эффективность занятий определяется не во время их проведения и не последующей психологической диагностикой диалектического мышления, а путем обнаружения случаев применения детьми мыслительных действий в другой деятельности (общении с родителями, играх со сверстниками и т. п.)
В пособии представлена система работы по развитию познавательных способностей (беседы, обсуждения, опыты, эксперименты, расследования различных объектов и явлений окружающего мира). Эти увлекательные занятия заложат основу хорошей научной практики. Они стимулируют воображение и дух исследования и укрепляют интерес вашего ребенка к окружающему миру и Вселенной.
Для понимания значения этих экспериментов взрослый должен постоянно принимать участие в обсуждении основания для проведения опыта и его результата. Все эксперименты разработаны с использованием повседневных предметов, которые можно легко найти дома. Некоторые виды занятий требуют специальных материалов, которые можно недорого купить или заменить легкодоступными аналогами.
Пособие адресовано воспитателям ДОУ, студентам педагогических колледжей, родителям.
ДВИЖЕНИЕ
Цели: формировать представления о неразличимости движения и покоя в некоторых ситуациях. Развивать диалектическое мыслительное действие объединение
Материалы: Игрушечная железная дорога с поездом, макеты деревьев, цветок в горшке.
Методические рекомендации.
Перед проведением игры важно вместе с детьми посадить проросшее семя фасоли в горшок. Когда ростки прорастут, следует обратить внимание на то, какие они маленькие, и попросить запомнить их размер. В дальнейшем следует продолжать наблюдать движение ростка вверх, каждый день отмечая его «рост» фломастером на воткнутой в землю рейке без делений. Обсуждая очень медленное и очень быстрое движение, которое одинаково трудно заметить, хотя движение происходит, дети применяют действие объединение: например, цветок в горшке одновременно движется и не движется.
Ход:
Взрослый спрашивает у детей: «Как вы думаете, что движется быстрее всего?»(Дети отвечают) А сможем ли мы понять, что эти объекты движутся, если будем смотреть на них непродолжительное время? Например, быстро посмотрим на мчащуюся машину и отвернемся.
Взрослый достает игрушечную железную дорогу с поездом, закрывает от детей путь поезда игрушечными деревьями и говорит: «Помните, вы говорили что движется очень быстро. Перед вами поезд. Давайте представим, что мы находимся в лесу, ждем поезд. Как мы узнаем, что движется поезд?
Кто-то из детей может сказать, что поезд можно услышать, как гудит.
Взрослый запускает поезд так, чтобы он ехал очень быстро - видно лишь мелькание за деревьями. Дети делают вывод, что о движении поезда можно догадаться по свету фар.
В ходе обсуждения дети могут прийти к решению: увидеть очень быстрое движение очень трудно, однако, хотя мы не видим движения, но обязательно узнаем об этом, ведь поезд уже уехал.
Дети обычно называют медленно передвигающихся животных (черепаха, улитка) Следует спросить и объяснить, почему эти животные самые медленные.
Взрослый обращает внимание на ростки в горшочке, спрашивает: «Двигаются наши ростки или нет вы считаете наши ростки неподвижными? А если мы завтра посмотрим на них, они будут такими же? Как можно определить? В случае затруднений взрослый помогает:«Как можно измерить рост (линейкой). У меня есть карандаш и линейка. Воткнем в землю карандаш. Измерим самый большой росток, отметим его высоту фломастером, подпишем «1 день» и будем наблюдать что произойдет дальше. Наблюдения стоит проводить ежедневно, чтобы дети увидели, что рост происходит постоянно. Взрослый подводит детей к тому, чтобы дети поняли, что медленное движение тяжело увидеть.
ПРУЖИНЯЩАЯ ЛИНЕЙКА
Материалы: пластмассовая или металлическая линейка, стол.
Действия:
Возьмите линейку, поместите ее так, чтобы половина лежала на столе, а половина вне стола. Крепко прижмите один конец линейки, находящийся на столе, одной рукой. С помощью другой руки оттяните другой конец (вне стола). Отпустите и прислушайтесь к звуку. Повторяйте эти действия. Можно ли извлечь более высокие или более низкие звуки, двигая линейкой?
Почему так происходит:
Когда предмет вибрирует в воздухе, частицы ударяются друг о друга и производят звук. Высота тона определяет, насколько звук высокий или низкий. Когда линейка вибрирует с медленной скоростью, частицы воздуха вокруг нее не сильно сотрясаются, и поэтому получается более низкий звук.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ БУТЫЛКИ
Материал: 5-8 одинаковых стеклянных бутылок, вода, ложка или вилка.
Действия:
Поставьте бутылки в ряд и налейте в них воду. В первую бутылку налейте немного воды, в следующую чуть больше, и так до тех пор, пока не наполнятся бутылки разным по объему количеством воды. Теперь возите ложку и ударьте по бутылкам по очереди одну за другой. Затем ударяйте по бутылкам в любом порядке. Можете ли вы сыграть мелодию?
Если хотите создать музыкальную мелодию, расставьте бутылки в порядке от той, производит самый низкий звук. Возможно понадобится добавить воды или наоборот отлить ее.
Почему так происходит:
Чем больше воды в бутылке, тем ниже будет высота звука. Это потому что звуковые вибрации, слышимые нами, происходят из определенной бутылки, и при добавлении воды, она приобретает большую массу для вибрации. Чем меньше воды в бутылке, значит в ней меньше вес, а значит и звук выше.
РАДУЖНЫЙ СВЕТ
Материал: прозрачный стакан, большой лист бумаги, коробка высотой до 50 см, вода, фонарик, пластмассовый стаканчик.
Действия:
1. Солнечным утром в ясную погоду установите коробку на расстоянии 3-4 метров от окна, наполните стакан с водой и поставить его на коробку. Внизу на полу посмотрите радугу. Передвиньте лист бумаги по полу, чтобы поймать радугу. Как долго будет продолжаться радуга? Какие цвета видите?
2. Создайте в комнате затемнение. Включите фонарик и установи на нем стаканчик. Аккуратно налей воды в стаканчик и посмотри на радугу на потолке. Попробуйте проделать это с прозрачным квадратным стаканом. Найдите разницу.
Почему так происходит:
Форма радуги зависит от формы емкости. Вода создаё.т призму, сквозь которую проходит свет. Капли дождя тоже являются призмами, создающими радугу. Человек не может пройти под радугой, ни встать на конце радуги, так как радуга- это всего лишь свет, который проходя сквозь воду раскладывается на спектр.