МААМ-картинки

Формы работы учителя-логопеда ДОУ с родителями

Шульга Анастасия Вадимовна
Формы работы учителя-логопеда ДОУ с родителями

Учитель-логопед Шульга Анастасия Вадимовна

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.

Публикация «Формы работы учителя-логопеда ДОУ с родителями» размещена в разделах

Поэтому в логопедических группах уделяется большое внимание работе с родителями. Проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи, презентации, наглядная информация в родительских уголках и др.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

В нашем ДОУ используются различные формы работы с родителями : индивидуальная (беседа, консультации и рекомендации);

информационно-практическая (тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, открытые просмотры занятий, неделя открытых дверей, групповые открытые занятия с участием родителей и библиотека для родителей);

информационно-аналитическая (анкетирование и опросы, а также почтовый ящик);

досуговая (праздники и конкурсы, а также тематические вечера).

Одна из форм индивидуальной работы – это беседа, которая является взаимным разговором, общительной речью между учителем – логопедом и родителем, словесное сообщение, размен чувств и мыслей на словах. Во время беседы педагог делает рекомендации родителям по интересующим их вопросам касающихся детей. Беседа может проводится также в присутствие ребёнка.

На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются : «Не хочет заниматься дома!». Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребенку или в непонимании коррекционных задач. Консультация с логопедом может разрешить многие проблемы. Учитель-логопед должен учитывать при этом темперамент, характер ребенка, мальчик это или девочка, тип семейных отношений и т. д.

Цель рекомендации логопеда - объяснить родителю, как следует вести домашние занятия с ребенком, имеющего нарушения речи. Эта общая цель конкретизируется в более частных: а) объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;

б) продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах,

влияющих на эффективность домашних занятий.

Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно в день консультаций в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.).

Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Информационно-практическая часть работы начинается с тематических консультаций. Я использую не только информационный стенд, но и папки – передвижки и информационные модули. Это очень удобная, современная вещь, легка в эксплуатации. В ней можно постоянно обновлять материал консультаций, рекомендаций, памяток, объявлений и напоминаний для родителей.

В каждой логопедической группе существует информационный стенд. В моей группе он называется «Информация логопеда». На стенде ежедневно меняется информация о проведённых фронтальных занятиях. Вывешивается лексическая тема с картинкой, задание по связной речи, звукопроизношению и обучению грамоте.

Папки-передвижки представляют собой как классический образ папок-раскладушек, но и современный, использующийся для стенда, где также можно менять материал по пройденным темам.

Родительские собрания в детском саду – одна из форм взаимодействия между учителем-логопедом и родителями, а также способ для родителей и педагога познакомиться между собой и вместе оказать влияние на условия комфортного пребывания детей в логопедической группе.

Открытые просмотры фронтальных логопедических занятий проводятся 2-3 раза в учебном году, чтобы показать родителям знания, подготовку детей. Приглашаются также бабушки, дедушки, родственники желающие посмотреть на успехи своих чад.

Также в нашем ДОУ проходят недели открытых дверей. Свою работу для будущих воспитанников я представляю в виде записи занятий, презентаций, рекомендаций для родителей.

Детям всегда хорошо, когда рядом близкий родственник, а если это можно сделать ещё и на занятиях в детском саду! 1 раз в год я провожу групповое открытое занятие с участием родителей, где родители становятся на 30 минут детьми, что им очень нравится.

Также в раздевалке нашей групповой ячейки представлена для родителей мини-библиотека, где каждый может воспользоваться интересующей его книгой или обучающей компьютерной игрой. Книги обновляются ежемесячно.

К информационно - аналитической форме работы относятся анкетирование и опросы. Анкетирование представляет собой форму опроса. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число родителей за относительно короткое время или они должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной.

Ещё в нашей раздевалке имеется «Почтовый ящик», который называется «Вопросы и ответы». Цель «ящика», где его место обговаривается на первом родительском собрании. В основном он служит для тех родителей, которые боятся спросить открыто о недостатках ребёнка. Ответы можно будет получить на информационном стенде.

К досуговой форме работы относятся праздники и конкурсы с привлечением родителей. Взрослые всегда не прочь поучаствовать с детьми в играх, инсценировках, подготовке к утренникам, участия в спортивных соревнованиях.

Также проводятся тематические вечера, где родители работают в плотном тандеме с учителем-логопедом.

Таким образом, подводя итог по теме «Формы работы с родителями в ДОУ» можно сказать, что правильно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Публикации по теме:

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья - основа первичной социализации.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы учителя-логопеда ДОУ с родителями
Опубликовано: 1 марта 2013 в 11:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД