Папки-передвижки

Формы взаимодействия логопеда и воспитателя логопедической группы

Кургина Марина
Формы взаимодействия логопеда и воспитателя логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект выступления логопеда на семинаре для педагогов ДОУ

Тема: «Формы взаимодействия логопеда и воспитателя

логопедической группы»

Цель: познакомить с формами взаимодействия воспитателя и логопеда в процессе коррекционно-воспитательной работы.

Публикация «Формы взаимодействия логопеда и воспитателя логопедической группы» размещена в разделах

Слайд 1. Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателя.

Слайд 2. Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:

- повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;

- исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;

- оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу, так и на каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

- логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;

- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Слайд 3. Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом :

Функции логопеда :

1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работы над просодической стороной речи.

3. Работа по коррекции звукопроизношения.

4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

5. Работа по коррекции слоговой структуры слова.

6. Формирование послогового чтения.

7. Знакомство и усвоение новых лексическо-грамматических категорий.

8. Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

9. Предупреждение нарушений письма и чтения.

10. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Слайд 4. Функции воспитателя :

1. Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

3. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

4. Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

5. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

6. Формирование связной речи у детей (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом, составление всех видов рассказывания).

7. Закрепление навыков чтения и письма.

8. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

9. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Слайд 5. Преемственность в работе логопеда и воспитателя

ЛОГОПЕД ВОСПИТАТЕЛЬ

На фронтальных занятиях формулирует темы :

·отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу,

·обучает элементам грамоты,

·одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем:

·пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты;

·контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними;

·при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда.

Слайд 6.

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя.

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Слайд 7. Основные формы взаимодействия логопеда и воспитателя.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет разными формами. Это и оснащение предметного пространства в групповом помещении, и взаимопосещение занятий, и совместное проведение интегрированных комплексных занятий.

В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы, перечисляет фамилии детей, которым воспитатель должен уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включает в себя следующие разделы:

1. Логопедические пятиминутки

2. Пальчиковая гимнастика

3. Подвижные игры

4. Артикуляционная гимнастика

5. Развитие речевого дыхания

6. Коррекционные занятия по заданию логопеда (индивидуальная и подгрупповая работа)

7. «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя»

Слайд 8. Логопедические пятиминутки.

Служат для логопедизации занятий воспитателей и содержит материал по

развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по

закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию

навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических

представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и

закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.

Обычно планируется 2 -3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.

Слайд 9. Пальчиковая гимнастика и подвижные игры

служат для развития общей и мелкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток на занятиях, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня.

Слайд 10. Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастику и упражнения на развитие речевого дыхания выполняются ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем, постепенно темп упражнений увеличивается.

Слайд 11. Коррекционные занятия по заданию логопеда.

Занятия проводятся в первой половине дня до завтрака (индивидуальные)

и во второй половине дня после дневного сна (групповое, подгрупповое)

После ужина, на прогулке воспитатель может позаниматься с некоторыми

детьми индивидуально.

Коррекционные занятия включают:

- Фронтальное групповое занятие;

- Индивидуальные занятия (с 5-6 детьми, которых можно объединить в минигруппы по 2-3 ребенка)

На вечерних занятиях воспитатель выполняет следующее :

закрепляет правильное произношение поставленных логопедом звуков;

повторяет с детьми стихи и рассказы;

работает над развитием мелкой и артикуляционной моторики;

проводит упражнения на развитие памяти, мышления, внимания;

развивает фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза.

Слайд 12. Коррекционные занятия

Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения.

Прежде всего, проводятся занятия по автоматизации и дифференциации звуков.

Рекомендуется проводить совместные интегрированные занятия логопеда и воспитателя, как обобщающие, итоговые один раз в месяц. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря. Эти занятия позволяют осуществлять преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Слайд 13. Индивидуальные занятия

Индивидуально воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых указал логопед в специальной «Тетради взаимодействия логопеда и воспитателя»

Задания для индивидуальных занятий в тетради записывает логопед. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно разъяснены воспитателю логопедом.

В Тетради записываются темы на неделю, словарь по данной теме (предметный, глагольный и качественный, задания для всех детей группы.

Это обеспечит единство требований к звукопроизношению ребенка, предъявляемых логопедом и воспитателем, активно и быстро включиться в коррекционный процесс.

В результате проведения логопедических занятий, ежедневно в тетрадь вносятся дополнения: индивидуальные задания для детей; материал, который требует повторения или недостаточно усвоен.

В Тетради есть графа, где осуществляется обратная связь воспитателя с логопедом. Там фиксируется, как дети справились с заданием с помощью условных обозначений, например: + материал усвоен, - материал не усвоен, * материал усвоен не в полном объеме.

Во время индивидуальных занятий воспитателя с ребенком остальные дети заняты настольными играми (мозаикой, разрезными картинками, кубиками, конструктором, которые тоже используются в коррекционных целях.

Важно, чтобы в течение недели воспитатели позанимались хотя бы по одному разу с каждым ребенком индивидуально.

Продолжительность индивидуального коррекционного занятия до 15 минут.

Слайд 14. Экран звукопроизношения.

Очень важно, чтобы воспитатели знали, над какими звуками работает логопед с каждым ребенком группы, какие звуки уже поставлены и вводятся в речь, коррекция каких звуков находится лишь на стадии подготовки. Для отражения состояния звукопроизношения детей группы существует «Экран звукопроизношения детей», который размещается на столе воспитателя и должны быть всегда доступен. Логопед регулярно заполняет Экран и вносит в него изменения по мере постановки, автоматизации и дифференциации звуков, отражая динамику речевого развития каждого ребенка. Воспитатель следит за фонетической и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

Слайд 15. Родительский уголок.

Совместно с воспитателем логопед оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

Слайд 16. Общие коррекционные задачи воспитателя

• развитие восприятия, внимания, памяти, мышления;

развитие слухового внимания и памяти, фонематических процессов;

совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

автоматизация произношения звуков;

уточнение, закрепление и автоматизация лексического материала;

закрепление грамматических категорий;

формирование диалогической и монологической речи;

закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза;

подготовка к письму, формирование графических умений;

закрепление в повседневной жизни полученных речевых навыков;

сочетание всех видов деятельности с развитием и коррекцией речи;

формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения;

обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений

Слайд 17. Требования к организации работы воспитателя

Постоянная стимуляция к речевому общению.

Все работники ДОО и родители должны следить за соблюдением речевого дыхания и правильного произношения у детей.

Воспитатели должны знать схему нормального развития речи ребенка (А. Гвоздев) и оформить памятку для родителей.

Воспитатели логопедических групп должны иметь профили (экраны) звукопроизношения детей-логопатов, знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития.

Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задания логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам, тетради для занятий.

Слайд 18. Воспитатель логопедической группы НЕ ДОЛЖЕН :

Торопить ребенка с ответом

Перебивать речь и грубо одергивать, а тактично дать образец правильной речи

Заставлять ребенка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками

Давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок не может ещё произносить

Выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью

Слайд 19. Желаю удачи в работе!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки»Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки» Актуальность: Мама считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формы взаимодействия логопеда и воспитателя логопедической группы
Опубликовано: 17 марта 2024 в 17:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы взаимодействия логопеда и воспитателя логопедической группы» (включая файлы) размещена пользователем Кургина Марина (УИ 1707504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД