Кургина Марина
Формы взаимодействия логопеда и воспитателя логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект выступления логопеда на семинаре для педагогов ДОУ
Тема: «Формы взаимодействия логопеда и воспитателя
логопедической группы»
Цель: познакомить с формами взаимодействия воспитателя и логопеда в процессе коррекционно-воспитательной работы.
Публикация «Формы взаимодействия логопеда и воспитателя логопедической группы» размещена в разделах
Слайд 1. Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателя.
Слайд 2. Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
- повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
- исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;
- оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу, так и на каждого ребенка.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
- логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Слайд 3. Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом :
Функции логопеда :
1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работы над просодической стороной речи.
3. Работа по коррекции звукопроизношения.
4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
5. Работа по коррекции слоговой структуры слова.
6. Формирование послогового чтения.
7. Знакомство и усвоение новых лексическо-грамматических категорий.
8. Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
9. Предупреждение нарушений письма и чтения.
10. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Слайд 4. Функции воспитателя :
1. Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
3. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
4. Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
5. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
6. Формирование связной речи у детей (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом, составление всех видов рассказывания).
7. Закрепление навыков чтения и письма.
8. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
9. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Слайд 5. Преемственность в работе логопеда и воспитателя
ЛОГОПЕД ВОСПИТАТЕЛЬ
На фронтальных занятиях формулирует темы :
·отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу,
·обучает элементам грамоты,
·одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем:
·пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты;
·контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними;
·при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда.
Слайд 6.
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя.
1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.
2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.
4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Слайд 7. Основные формы взаимодействия логопеда и воспитателя.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет разными формами. Это и оснащение предметного пространства в групповом помещении, и взаимопосещение занятий, и совместное проведение интегрированных комплексных занятий.
В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы, перечисляет фамилии детей, которым воспитатель должен уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включает в себя следующие разделы:
1. Логопедические пятиминутки
2. Пальчиковая гимнастика
3. Подвижные игры
4. Артикуляционная гимнастика
5. Развитие речевого дыхания
6. Коррекционные занятия по заданию логопеда (индивидуальная и подгрупповая работа)
7. «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя»
Слайд 8. Логопедические пятиминутки.
Служат для логопедизации занятий воспитателей и содержит материал по
развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по
закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию
навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических
представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и
закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.
Обычно планируется 2 -3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.
Слайд 9. Пальчиковая гимнастика и подвижные игры
служат для развития общей и мелкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток на занятиях, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня.
Слайд 10. Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастику и упражнения на развитие речевого дыхания выполняются ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем, постепенно темп упражнений увеличивается.
Слайд 11. Коррекционные занятия по заданию логопеда.
Занятия проводятся в первой половине дня до завтрака (индивидуальные)
и во второй половине дня после дневного сна (групповое, подгрупповое)
После ужина, на прогулке воспитатель может позаниматься с некоторыми
детьми индивидуально.
Коррекционные занятия включают:
- Фронтальное групповое занятие;
- Индивидуальные занятия (с 5-6 детьми, которых можно объединить в минигруппы по 2-3 ребенка)
На вечерних занятиях воспитатель выполняет следующее :
закрепляет правильное произношение поставленных логопедом звуков;
повторяет с детьми стихи и рассказы;
работает над развитием мелкой и артикуляционной моторики;
проводит упражнения на развитие памяти, мышления, внимания;
развивает фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза.
Слайд 12. Коррекционные занятия
Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения.
Прежде всего, проводятся занятия по автоматизации и дифференциации звуков.
Рекомендуется проводить совместные интегрированные занятия логопеда и воспитателя, как обобщающие, итоговые один раз в месяц. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря. Эти занятия позволяют осуществлять преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Слайд 13. Индивидуальные занятия
Индивидуально воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых указал логопед в специальной «Тетради взаимодействия логопеда и воспитателя»
Задания для индивидуальных занятий в тетради записывает логопед. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно разъяснены воспитателю логопедом.
В Тетради записываются темы на неделю, словарь по данной теме (предметный, глагольный и качественный, задания для всех детей группы.
Это обеспечит единство требований к звукопроизношению ребенка, предъявляемых логопедом и воспитателем, активно и быстро включиться в коррекционный процесс.
В результате проведения логопедических занятий, ежедневно в тетрадь вносятся дополнения: индивидуальные задания для детей; материал, который требует повторения или недостаточно усвоен.
В Тетради есть графа, где осуществляется обратная связь воспитателя с логопедом. Там фиксируется, как дети справились с заданием с помощью условных обозначений, например: + материал усвоен, - материал не усвоен, * материал усвоен не в полном объеме.
Во время индивидуальных занятий воспитателя с ребенком остальные дети заняты настольными играми (мозаикой, разрезными картинками, кубиками, конструктором, которые тоже используются в коррекционных целях.
Важно, чтобы в течение недели воспитатели позанимались хотя бы по одному разу с каждым ребенком индивидуально.
Продолжительность индивидуального коррекционного занятия до 15 минут.
Слайд 14. Экран звукопроизношения.
Очень важно, чтобы воспитатели знали, над какими звуками работает логопед с каждым ребенком группы, какие звуки уже поставлены и вводятся в речь, коррекция каких звуков находится лишь на стадии подготовки. Для отражения состояния звукопроизношения детей группы существует «Экран звукопроизношения детей», который размещается на столе воспитателя и должны быть всегда доступен. Логопед регулярно заполняет Экран и вносит в него изменения по мере постановки, автоматизации и дифференциации звуков, отражая динамику речевого развития каждого ребенка. Воспитатель следит за фонетической и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.
Слайд 15. Родительский уголок.
Совместно с воспитателем логопед оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.
Слайд 16. Общие коррекционные задачи воспитателя
• развитие восприятия, внимания, памяти, мышления;
развитие слухового внимания и памяти, фонематических процессов;
совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
автоматизация произношения звуков;
уточнение, закрепление и автоматизация лексического материала;
закрепление грамматических категорий;
формирование диалогической и монологической речи;
закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза;
подготовка к письму, формирование графических умений;
закрепление в повседневной жизни полученных речевых навыков;
сочетание всех видов деятельности с развитием и коррекцией речи;
формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения;
обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений
Слайд 17. Требования к организации работы воспитателя
Постоянная стимуляция к речевому общению.
Все работники ДОО и родители должны следить за соблюдением речевого дыхания и правильного произношения у детей.
Воспитатели должны знать схему нормального развития речи ребенка (А. Гвоздев) и оформить памятку для родителей.
Воспитатели логопедических групп должны иметь профили (экраны) звукопроизношения детей-логопатов, знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития.
Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задания логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам, тетради для занятий.
Слайд 18. Воспитатель логопедической группы НЕ ДОЛЖЕН :
Торопить ребенка с ответом
Перебивать речь и грубо одергивать, а тактично дать образец правильной речи
Заставлять ребенка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками
Давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок не может ещё произносить
Выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью
Слайд 19. Желаю удачи в работе!