Лазат Таштитова
Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт на тему:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Вопрос об использовании современных технологий в дошкольном учреждении в последнее время поднимается все чаще, поскольку внедрение инноваций в детский сад является важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования.
Публикация «Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Сегодня основное внимание уделяется ребенку, его личности и его уникальному внутреннему миру. Поэтому главная задача современного педагога - выбрать методы и формы организации учебного процесса, которые наилучшим образом соответствуют цели личностного развития. Общеизвестно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А образование и обучение успешно реализуются в процессе совместной деятельности.
Это объясняет необходимость использования педагогических технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.
Современные технологии, такие как технологии сохранения здоровья, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, технологии проектирования, технологии исследований, игровые технологии, технологии ТРИЗ и информационно-коммуникационные технологии, помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, а также индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс с учетом их способностей и уровня развития., Одной из важнейших задач нашего дошкольного учреждения является защита и укрепление здоровья детей. Исходя из этой задачи, ключевым понятием является "здоровье".
Какие современные оздоровительные технологии я использую при работе с детьми в возрасте 5-7 лет?
Технологии сохранения и укрепления здоровья: подвижные и спортивные игры (проводятся с целью организации двигательной активности в течение дня). Подвижные игры - служат методом совершенствования двигательных навыков, уже усвоенных детьми, и воспитания физических качеств. В работу с детьми я включаю подвижные игры с различными правилами содержания (сюжетные и бессмысленные) и спортивные (элементы спортивных игр, игры с большой, средней и малой подвижностью, расслабляющие, гимнастика для пальцев, гимнастика для глаз). Самостоятельная двигательная активность детей занимает значительное место. Организация правильного руководства самостоятельными действиями детей значительно влияет на разнообразие игр и движений, не подавляя при этом инициативу самого ребенка. Самодвижущаяся деятельность детей организуется в разное время дня: утром перед завтраком, между приемами пищи, во время игр после дневного сна и во время прогулок (утром и вечером).
Технологии здорового образа жизни: занятия физкультурой (проводятся три раза в неделю, один из них на свежем воздухе, проблемные игры (игровые тренировки и игровая терапия, коммуникативные игры, ООД из серии "Здоровье". Целенаправленная, систематическая воспитательная работа в детском саду и в семье необходима для успешного формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Использование оздоровительных технологий в работе дошкольных образовательных учреждений повышает эффективность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Педагог ориентируется на личность ребенка, который хочет реализовать свои способности, открыт к восприятию нового и способен к осознанному выбору в самых разных ситуациях. Я работаю в небольших группах (парами, втроем, дети развивают умение договариваться друг с другом, взаимодействовать, помогать друг другу - эти навыки так важны в школе. Все это позволяет ребенку реализоваться как личность и столкнуться с необходимостью самостоятельно принимать решение, прилагать волевые усилия для достижения цели выражения своей индивидуальности.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, совместного производства детей и взрослых и реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности. Проектный метод - это образовательная технология, в основе которой лежит самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в ходе которой ребенок познает окружающий мир и превращает новые знания в реальные продукты. В образовательном процессе нашего детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором участвуют дети и педагоги, а также родители и другие члены семьи.
Проектный метод тесно связан с технологией исследовательской деятельности. Исследовательские задачи специфичны для каждого возраста. Таким образом, при работе с дошкольниками учитель может использовать подсказку, которая подсказывает вопросы, а детям старшего дошкольного возраста необходимо дать больше самостоятельности.
Известно, что игра является ведущим занятием ребенка. Организованные образовательные мероприятия невозможны без игры, они начинаются с нее (это сюрприз, в гости пришла игрушка, дети отправляются в путешествие на поезде, а на "остановках" проводятся дидактические игры и мероприятия на свежем воздухе). Комплексное использование игровых технологий различной направленности помогает подготовить ребенка к школе. Занимаясь самостоятельно, дети старшей группы проявляют большой интерес к режиссерским играм.
Цель использования технологии ТРИЗ в детском саду - развить такие качества мышления, как гибкость, ловкость, последовательность, диалектичность, с одной стороны, и поисковую активность, стремление к новизне, с другой, а также развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ используется как универсальный инструмент во всех видах детской деятельности. Это позволяет сформировать в сознании ребенка единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира. ТРИЗ дает им возможность проявить свою индивидуальность, учит детей мыслить нестандартно.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду значительно расширяет возможности получения качественной и необходимой информации, что делает более эффективной как педагогическую деятельность с детьми, так и работу с родителями.
Использование ИКТ в работе с родителями при подготовке встреч, консультаций и информационных стендов может значительно повысить качество и эффективность воспитательной работы и популяризации педагогических знаний. ИКТ очень помогают в создании визуальных, демонстрационных материалов, раздаточных материалов и в создании среды разработки внутри группы. В работе с детьми информационные и коммуникационные технологии могут использоваться во всех видах деятельности. Использование компьютерных технологий позволяет сделать занятия привлекательными и по-настоящему современными, расширить возможности получения информации и повысить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедийные программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и улучшают усвоение материала.
Таким образом, все вышеперечисленные технологии в первую очередь направлены на повышение качества образования. Однако понятие "качество образовательного процесса" характеризуется по-разному с точки зрения каждого участника:
- для детей это интересный способ учиться, для них это увлекательная игра;
- для родителей это эффективное воспитание детей, то есть обучение с помощью программ, которые хорошо готовят детей к школе;
- для педагогов это, прежде всего, положительная оценка их успехов со стороны руководителей дошкольного учреждения и родителей.