Лучший педагог года

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Юлия Пискова
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Описание опыта работы

«Нельзя возвышать один пол

над другим как более совершенный,

но также нельзя и уравнивать их».

Ж. Ж. Руссо «Письма с горы»

Актуальность. В дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни ребенка трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у ребенка это будет получаться, во многом будет зависеть формирование успешного собственного жизненного стиля.

Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. При этом наиболее эффективно гендерное воспитание будет реализовываться при использовании в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью дошкольника, определяющей и двигающей его психическое развитие. Известным детским психологом Д. Б. Элькониным было установлено, что сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений.

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек наблюдается как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребенка, выступает окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребенка мир игры, заинтересовать его им. Первый игровой опыт малыш приобретает в семье. В детском саду для игры создаются специальные условия, особая предметно-игровая среда.

Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину. Именно это определяет актуальность усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, то есть процесс половой социализации – неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Новизна заключается в гендерном воспитании детей посредством создания и реализации модели, обеспечивающей активное усвоение детьми дошкольного возраста гендерной роли через игровую деятельность.

Эта проблема легла в основу опыта работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».

Основная идея: формирование и внедрение в практику работы с детьми нового подхода в организации сюжетно-ролевой игры для общего и гендерного развития.

Основные задачи:

1. Создать предметно-игровую развивающую среду в МДОУ для сюжетно-ролевых игр с учетом гендерной направленности : изготовление полифункциональных атрибутов; создание условий для конструирования вариативных форм одежды в игре девочек и мальчиков.

2. Расширить рамки представлений девочек и мальчиков о социальных ролях мужчины и женщины через : наблюдение, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, рассматривание репродукций к картинам, работу со сказкой, беседы, экскурсии.

3. Повысить уровень социально-личностного развития детей 4-7 лет : творческой инициативы, познавательной инициативы и любознательности, коммуникативной инициативы, игровых умений и навыков.

4. Сформировать гендерную устойчивость у воспитанников.

5. Организовать взаимодействие с семьей по обогащению игровой развивающей среды в рамках гендерного воспитания. Повысить уровень гендерной компетентности родителей.

Направления работы:

1 - научно-методическое - работа с педагогами;

2 - воспитательно-образовательное - работа с детьми;

3 - информационно-просветительское - работа с родителями.

Пути реализации опыта: внедрение в практическую работу сюжетно-ролевых игр с гендерной направленностью; разработка комплексного подхода к организации воспитательно-образовательного и научно-методического процесса по гендерному развитию детей дошкольного возраста; разработка тематического планирования сюжетно-ролевых игр; внедрение в практическую деятельность новых форм работы с педагогами и родителями; повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам гендерного воспитания детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру; активизация творческого потенциала педагогов в выборе методов, форм, средств, технологий воспитания; научное и организационно-методическое обеспечение процесса воспитания; усиление роли семьи в воспитании детей, укрепление взаимодействия семьи и детского сада; сочетание организационно-педагогической, семейной, национально-культурной, просветительской деятельности педагогов, родителей.

Нормативная база: Конвенция о правах ребенка, Закон ДНР «Об образовании», Государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2018г., Типовое положение о дошкольных образовательных организациях, Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность».

Теоретическая основа. Исходными теоретическими основами нашего исследования стали положения отечественной и зарубежной педагогики по проблемам гендерного воспитания ребенка (Т. В Бендас, Т. В Иванова, В. Д Еремеева, Т. П. Хризман, Н. К. Радина, Е. Ю. Терешкова и др.); компетентности дошкольников (Л. Арутюнян, Н. Губанова, Н. Алешина, и др., организации сюжетной игры в детском саду (Н. Я Михайленко, Н. А Короткова, В. А Недоспасова и др.).

Технологический базис.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением, пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок. Способствуют этому развивающие педагогические технологии.

Ведущим направлением в педпроцессе является социо-игровая технология (В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Для целостной подачи материала через тексты, аудио- и видеоинформацию, анимацию используем мультимедийные технологии. Создание презентаций, фильмов делают интегрированные занятия, игры, досуги интересными и яркими.

Научно-теоретические аспекты.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин, стирание границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Поэтому, в ходе теоретического исследования проблемы были определены психолого-педагогические аспекты гендерного развития детей дошкольного возраста; воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры; влияние художественной литературы на становление личности ребенка, семьи как эффективное средство влияния на гендерное воспитание дошкольника.

Практические пути реализации.

Чтобы достичь поставленных целей проводилась следующая работа:

- создание предметно-пространственной среды с учётом гендерных особенностей;

- использование полифункциональных атрибутов;

- рассказывание народных сказок, легенд;

- этические беседы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках, об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (пап и мам);

- слушание и пение песен;

- просмотр познавательных программ и мультфильмов;

- просмотр иллюстраций к сказкам, стихотворениям и рассказам;

-знакомство с художественными произведениями отечественных и зарубежных писателей;

- проведение народных праздников и развлечений, кукольных спектаклей, инсценировок;

- составление рассказов из личного опыта;

- художественная и изобразительная деятельность;

- тематические экскурсии;

- игровая деятельность: творческие игры (сюжетно–ролевые, режиссерские, игры-драматизации, строительно-конструктивные) и дидактические игры.

Кроме этого, проводились различные формы работы по гендерному развитию детей.

Велась работа в этом направлении с семьей: проводились индивидуальные консультации, готовилась наглядная информация в родительских уголках. Оформлен стенд «Наши воспитанники», где собран тематический и наглядный материал, представлен фотоколлаж «Весело в саду живём». Создана папка по ознакомлению детей с профессиями нашего региона; материал этой папки используется в работе с детьми и родителями. В течение учебного года проводятся занятия по гендерному воспитанию, согласно запланированным разделам: «Ребенок среди людей», «Семья», «Профессии нашего города», «Сказка учит как надо делать», «Мальчики и девочки». Собран материал по темам: «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста», «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников», «Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек», «Игры мальчиков и девочек», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании у детей дошкольного возраста». «Приобщение старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых».

В формировании гендерной принадлежности детей дошкольного возраста также принимают участие узкие специалисты. Учитель-логопед уделяет особое внимание развитию мимических и артикуляционных мышц, помогая с помощью образных описаний постепенно осваивать мимику лица. Инструктор по физической культуре развивает у детей мускулатуру тела, осанку, согласованность, чёткость и выразительность движений. Музыкальный руководитель обучает детей умению передавать через мимику и пантомимику различное настроение человека, имитировать движения животных, птиц, развивает чувство ритма. Педагог-психолог способствует укреплению эмоциональной устойчивости, развитию раскованности, учит моделям поведения, соответствующим полу ребёнка, диагностирует обследование по определению уровня форсированности полоролевой социализации детей. Работа всех педагогов способствует формированию ролевых умений, развивает речевое общение между собой и взрослыми, помогает понять разницу между «мужскими» и «женскими» профессиями, используя выученный на занятиях материал.

Поэтому ведущими направлениями в руководстве сюжетно-ролевой игрой считаю формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах, индивидуализацию активизирующего общения педагога с детьми в процессе игры. Содержание этой работы можно структурно представить следующим образом:

-комфортная организация режимных моментов – эта работа во многом зависит от воспитателя и помощника воспитателя;

-оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий: оздоровительно – профилактическая гимнастика, физкультминутки, спортивные игры, подвижные игры (в том числе народные, игровые задания и упражнения. досуги. Данное направление реализуют в комплексе музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию;

-игротерапия: сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, коммуникативные игры, дидактические игры. Эта работа проводится воспитателями и психологом;

-арттерапия: рисование, ритмопластика, танец, музыкально – ритмические движения, слушание музыки. Данное направление реализовывается музыкальным руководителем совместно с воспитателями;

-занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия; психогимнастика, этюды, мимика, пантомимика. Эта работа осуществляется музыкальным руководителем, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию;

-посещение комнаты психологической разгрузки осуществляется психологом;

-задания, направленные на: организацию совместной деятельности, составление рассказов, организацию театрализованных игр и т. п. Эти задания проводятся воспитателями с использование наглядных пособий: фотографий; рисунков; схем; символов; графических изображений.

Работа по гендерному развитию детей дошкольного возраста учитывает возрастные особенности детей, полоролевой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер.

Работа по гендерному развитию через сюжетно-ролевую игру делится на три этапа:

1 - этап условных игровых действий, для которых характерен выбор однотемного одноперсонажного сюжета;

2 - этап многоперсонажного сюжета. Сюжет игры предполагает наличие системы взаимосвязанных персонажей (ролей). Стереотипы гендерного поведения формируются воспитателем через взаимодействие детей разного пола, введение новых персонажей;

3 - этап построения и развертывания многотемных сюжетов, на котором разнообразные события и социальные отношения комбинируются в игре, благодаря чему у детей закрепляются позитивные мужские и женские способы поведения.

В результате целенаправленной работы по гендерному развитию детей через сюжетно-ролевую игру дошкольник сможет успешно адаптироваться в социуме и другой образовательной среде.

Благодаря проведенной работе удалось выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Таким образом, результаты деятельности свидетельствуют о положительной динамике уровня сформированности гендерной устойчивости дошкольников, достигнутой посредством разработки системы сюжетно-ролевых игр, организацией развивающей среды группы, повышением компетентности родителей в вопросах полоролевого воспитания детей.

Педагогический инструментарий.

В данном опыте работы раскрыта проблема комплексной работы по гендерному развитию детей дошкольного возраста, разработана тематика занятий, сюжетно-ролевых игр, карточек, мнемотаблиц.

Работа по созданию условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Публикации по теме:

«Театр через игру»«Театр через игру» Мир детства,внутренний мир ребенка-ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает.

Фотоотчет «Знакомство детей с профессией медика» через сюжетно-ролевую игруФотоотчет «Знакомство детей с профессией медика» через сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость,.

Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье»Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?»Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?» Мы растем, растем, растем! Все о мире узнаем. В. А. Сухомлинский писал: «Игра-это огромное, светлое окно, через которое в духовный.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игруСоциализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников)Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников) Гендерное воспитание дошкольников является одним из направлений методической работы в нашем детском саду. Очень большая и емкая работа ведется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Опубликовано: 3 августа 2020 в 18:35
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД