Лучший педагог года

Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста

ольга данилевская
Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребёнок узнаёт, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырёх до семи лет формируется гендерная устойчивость : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребёнка.

Публикация «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Изучив теорию гендерного подхода в воспитании, мы решили применить знания на практике. Подобрали методический материал по данной теме, затем его систематизировали и апробировали на практике. Был создан консультативный материал для родителей и педагогов ДОУ.

В наши дни семья по – прежнему остаётся важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Сказывается, как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, и т. д., а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребёнка на плечи дошкольных учреждений.

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учётом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают типологические особенности своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.

Вместе с тем, организация системной и научно-обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, где большинство родителей не имеют специального образования, сложная, и подчас, недостижимая задача. Успех её решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремлённости и педагогической интуиции.

Нами, в результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 82% не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И 18 % родителей знают, что такое гендерное воспитание. А как быть с остальными?

Очевидно, что взаимодействие ДОУ с родителями надо начать с доверительных отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребёнка.

Для просвещения родителей мы используем разнообразные формы работы: беседы, консультации, встречи в гостиной, диспуты, обучающие семинары, конкурсы и т. д. Также родители были привлечены к педагогическому процессу. Дети узнавали о разнообразных женских и мужских профессиях.

Помощь родителям в воспитании детей с учётом их гендерных особенностей оказывают и информационные стенды, на которых информация с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье.

С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака.

В своей работе мы опираемся на программу полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки» Шелухиной Ирины Петровны.

Работа по этой программе ведётся по трё м разделам:

1. Мужчина и женщина, – какие они?

Цикл занятий данного раздела позволяет нам уточнять и формировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей.

Обогащать представления детей о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь (лётчики, милиционеры, пожарные, лётчики, спасатели). Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, повар, педагог, хореограф).

2. Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина.

Все занятия этого раздела формируют у детей предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей, формированию эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли.

3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

В процессе выполнения заданий этого раздела у детей формируются представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывается культура общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

В процессе работы у детей вырабатывались :

• Навыки доброжелательного отношения друг к другу;

Умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида, в причёске, одежде;

• Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;

• Умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;

• Умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

Специфика процесса гендерной социализации ребёнка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребёнка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из её компонентов.

Работа по полоролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

Литература

1. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М: Линка – Пресс, 2009.

2. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» №5, 1987

3. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов – на – Дону, 1998.

4. Алёшина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» №4, 1991.

5. Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду. Автореф. к. п. н., СПб, 1999.

6. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л. А. Венгера «Развитие». – М. : 2000.

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста»Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста» «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста». Паспорт проекта. Продолжительность проекта: сентябрь – ноябрь 2021.

Протокол родительского собрания в старшей группе «Родителям о воспитании мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста» Родительское собрание №2 от 11.12.2015 года. Тема:Форма проведения :круглый стол Председатель: воспитатель Давыдова И. А. Секретарь: воспитатель.

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возрастаРоль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .(В. А. Сухомлинский.) С раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 августа 2023 в 17:07
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД