Папки-передвижки

Методическая разработка «Году экологии посвящается»

Галина Сулима
Методическая разработка «Году экологии посвящается»

Введение

Воспитывая юного гражданина нашей Родины, взрослым, осознавшим пагубные влияния на экосистему Земли необходимо наметить «приемника», который продолжит начатые «благие намеренья» :

- кто возьмет на себя ответственность в воспитании будущего Человека Земли;

- какими способами сохраняем, охраняем;

- конкретный объект.

Все явления и объекты живой и неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания. А в городе можно найти объекты, о которых необходимо позаботиться и сберечь.

Публикация «Методическая разработка „Году экологии посвящается“» размещена в разделах

Главная цель данной разработки : воспитание первоначальных экологических знаний у детей через осознанное отношение к родному городу и его природе.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

• расширять знания детей «Об особо охраняемом эколого - курортном регионе Российской Федерации» города Ессентуки (Указ Президента РФ от 17 марта 1992 года №309) в целях сохранения природных свойств курорта - всемирно известной местности с уникальными лечебными оздоровительными факторами, историко - архитектурным и культурным обликом;

• прививать трудовые навыки, передавать нравственные нормы, знания об окружающей среде и способы существования в ней;

• формировать экологические представления о животных, птицах и растениях КМВ, как единстве организма и среды;

• понимать важность охраны окружающей среды;

• воспитывать гуманно – деятельное отношение к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам в осознанном выполнении определенных норм поведения;

• развивать познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности детей, самостоятельность и инициативу.

Реализация задач осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

Разработка лексической темы : «Ессентуки – территория здоровья».

Образовательная область «Речевое развитие»

Словарь:

существительные: вода, герб, грязелечебница, город, горы, двор, дом, квартира, курорт, переулки, памятник, пансионат, парк, санатории, степь, улицы, экология;

прилагательные: большая, ветреная, высокая, городской, длинная, загородный, исторический, каменная, красивая, кирпичная, курортный, лечебный, маленькая, минеральная, огромная, просторная, солнечная, светлая, тенистый, узкая, узорчатая, чистый, чистая, широкая, экологической;

глаголы: встречать, гордиться, ездить, жить, изучать, лечить, любить, любоваться, основывать, отдыхать, показывать, провожать, работать, сажать, смотреть, собирать, убирать, ходить.

Пословицы

Человек без Родины, что соловей без песни.

Береги Родину, как зеницу ока

Дидактические упражнения

• Связь слов по типу согласования «Скажи со словом чистый (свежий)»

Например: чистый парк, чистое озеро; свежий воздух, свежие фрукты…

Связная речь

• Ребенок рассказывает

«Мы живем в городе Ессентуки. Наш город находится в Ставропольском крае. Наш город славится….»

История названия города.

Какие интересные люди здесь живут, каким город был раньше?

Природа Ставропольского края и климатические условия.

Жизнь и быт людей в прошлом, предметы декоративно-прикладного искусства.

Образовательная область «Познавательное развитие»

История города

Почти две тысячи лет назад на этих землях предгорного Кавказа от ущелья Лабы Зеленчука до Терека и Аргуна поселились иноязычные племена аланы. Они пасли скот, пахали и сеяли, занимались различными ремеслами.

В конце 14 века земли опустели, постепенно на них стали переселяться адыгейские племена - кабардинцы и черкесы, именно через адыгов мы получили ряд древних часто искаженных названий.

Одно из таких слов название нашего города. Фольклор дал множество околонаучных вариантов перевода слова «Ессентуки» : «живой волос», «хорошая шерсть»; с кабардинского и балкарского «привычный уголок, обжитое место» т. д. Переводы сопровождались легендами и мифами, о сражении калмыков с горцами.

В 1798 году в 50верстах от Георгиевской крепости у входа в горы, на речке Сентуко, казаками был заложен редут, получивший название «Ессентукский». Станица, расположенная близ минеральных источников в четырех верстах от редута, была названой Ессентукской.

Европейский курорт Ессентуки

Первоначально станица была расположена на месте бывшего пограничного укрепления основанного в 1798 году, но затем в 1846 году, по приказанию князя Воронцова, станица была придвинута к минеральным источникам, причем сами источники, бывшие во владении станицы, передано в казенное ведомство.

Развитие курорта оказывало влияние на уклад жизни станицы. Но поскольку курорт располагался в центре станицы, то и станица в значительной степени влияла на курорт. По воспоминаниям очевидцев, Ессентуки представляли собой станицу с немощными улицами и домашним скотом, который обязательно поднимал пыль утром и вечером, возвращаясь с пастбища. Неустроенные хаты - мазанки, без удобств, в которых вынужденно ютились курсовые. Но к 1914 году ситуация меняется коренным образом, Ессентукский курорт становится самым посещаем, благодаря увеличившемуся дебиту источника № 17. К северу от станицы вырос курортный городок европейского типа. Появились благоустроенные санатории, особняки и дачи, сдаваемые внаем курсовым.

Превращение ессентукского курорта в уютный, ухоженный, благоустроенный городок происходит во многом благодаря усилиям московского доктора Михаила Степановича Зернова. В 1900 году по инициативе Зернова создается Вспомогательное общество «Санаториев».

В 1901 году приступают к постройке первого здания на 50 человек.

При санатории имелись: библиотека, читальня и музыкальная комната с двумя роялями. В громадной столовой по пятницам устраивались бесплатные литературно-вокальные и музыкальные вечера. Эти «пятницы» пользовались большой популярностью. В них участвовали как знаменитые артисты писатели, так и скромные любители.

«….Таким вечерам Михаил Степанович придавал особое значение, они не только отвлекали больных от постоянных мыслей о своих недомоганиях, но давали им эстетическое наслаждения….»- воспоминания Софьи Александровны Зерновой жены, Михаила Степановича Зернова.

Природные подземные лекарства

В южной части края, в районе сочленения Ставропольской возвышенности с предгорьями Кавказа, на ограниченной площади, свыше 100 минеральных источников изливают целебные воды, насыщенные углекислотой и другими газами. Их температура не одинакова приблизительно от 10 до 55 градусов. Эти воды излечивают многие болезни человека.

Минеральные источники выносят на поверхность с больших глубин самые различные химические вещества: Соединяясь друг с другом в тех или иных пропорциях, эти вещества насыщают воду источников, придают ей различные лечебные свойства.

КМВ были известны человеку с незапамятных времен. Первые письменные сведения о них дошли до нас c XIV века. Знаменитый арабский путешественник Ибн-Батута, совершая поездку в 1388 из Северной Африки в Индию через степи Предкавказья, указал, что в районе г. Бештау находится ключ Горячей воды.

Первые научные описания источников Пятигорска и Кисловодска были сделаны в конце XVIII века русскими академиками Гюльденштедтом и Палласом, совершившими путешествие по России.

Кавказские источники, в частности, нарзан с давних пор использовался для питья и купания местными горцами

Первыми русскими «основателями» кавказских курортов были солдаты и офицеры «Константиногорской крепости, купавшиеся в источниках. В дальнейшем сюда, на «Горячие воды» потянулась знать из Центральной России.

С1812 года стали появляться постоянные постройки, купальни же выдолбленных в горе ваннах, в которые текла горячая вода. Первые курортники ходили в ванны под охраной в случае тревоги выскакивали из ванн и полуодетые бежали под защиту казачьих пикетов.

Одновременно с Пятигорскими водами стал использоваться и Кисловодский нарзан с содержанием около 2,4 грамма солей или Кислый источник. Нарзан выходил из ямы, закрепленной деревянным срубом. Из бассейна вытекал ручей минеральной воды, впадавший в реку Ольховку, берега которой были заболочены

В 1803 году здесь была основана небольшая крепость «для охраны господ лечащихся». Вскоре здесь возникли дома, купальни, лавки. «Кислые воды» имели сравнительно с Пятигорском холодную воду.

Несколько позже в 1810 году знаменитый русский доктор Гааз открыл Железноводские источники. Они находились в то время в густом лесу. К ним от Пятигорска прорубили широкую просеку «для отвращения нападений на посетителей, едущих на «Железные воды»».

Доктору Гаазу также принадлежит заслуга открытия Ессентукских источников. Казаки Ессентукской крепости заметили, что лошади особенно охотно направлялись на водопой к определенному ручью. Это обстоятельство падало Гаазу мысль о том, что и здесь есть минеральная вода, что полностью оправдалось. Гааз обнаружил три минеральных источника. Возвышенность, у подножия которой они вытекали, назвали Щелочной горой.

Ессентукские источники насыщены солями, №17 содержит 12,5 грамм солей, №4 – 8,5 грамм на литр.

Соли – это ещё не все богатство минеральной воды. Другое сокровище источников – насыщеннее их газами.

Значение Ессентукских источников было оценено сравнительно позднее. Первоначально большим вниманием пользовались Пятигорские, Железноводские источники и Кисловодский нарзан.

Методы лечения также менялись. В первые годы существования курортов не было правильных представлений о действии источников на организм. Курортники стремились как можно больше принять ванн, как можно больше выпить воды и обязательно посетить все «Воды»

Замечается закономерность в расположении Горячих источников, чем далее к Кисловодску, тем минеральные воды становятся менее нагретыми. В кисловодской воде температура приблизительно 12 градусов, в Железноводске Славянский источник 55 градусов, но самый горячий в Пятигорске его вода горячее чая и пить её приходится небольшими глотками, или ожидать пока она остынет.

Чтобы обеспечить потребность всех едущих курортников, геологи тщательно изучают недра Кавказских минеральных вод, бурят новые скважины, увеличивают перспективные запасы вод.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Игры на развитие у детей коммуникативных способностей

Игровое упражнение

«Через стекло»

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемо информации

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо экологическую информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т. е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки.

Возможные темы сообщений для передачи: «Не разжигайте костры вокруг городского озера», «Подкумок в беде!» и др.

После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

Игровое упражнение

«Как город дышит?»

Цели: знать о том, какое значение имеют зеленые насаждения в городе, где много машин, промышленных предприятий; какие зеленые насаждения, парки, скверы, зеленые массивы есть в родном городе; как они обустроены; что в них есть кроме зеленых насаждений, как горожане отдыхают в них; уметь рассказывать об озеленении родного города, его значении, используя знания, полученные на занятиях и через личный опыт; из готовых деталей, фрагментов картинок, иллюстраций журналов проектировать фрагменты парковых зон или желаемого вида участка детского сада.

Правила. Педагог предлагает детям на карте города найти места с зелеными насаждениями, рассказать о том, какие парки и скверы есть в городе, микрорайоне, в котором находится детский сад, и живут дети. Затем предлагает самим стать дизайнерами и на ватмане с помощью готовых деталей, картинок, фломастеров составить фрагмент парка или зеленой зоны. Дети сначала обсуждают, придумывают, а потом проектируют это на листе. В конце игры дети рассказывают, что они задумывали, и что получилось, что нового они придумали.

Детско-родительская акция «Семейное дерево» - семьи выбирают дерево на территории детского сада, ухаживают за ним, устанавливается табличка семьи.

Трудовая деятельность

«Украсим участок, как часть родного города»

Цель: понимать, что красивым родной город будет только тогда, когда все горожане будут соблюдать чистоту и ухаживать за местом, в котором они живут; уметь наводить порядок на участке детского сада.

Стихи

Город друзей

На Кавказе городок мой стоит.

Не беда, что городок невелик.

Здесь целебные бью родники

Славят город мой Ессентуки.

В парках кружится

Каштановый цвет-

Шлет тебе мой город

Вешний привет.

Мой привет

Постучится в твой дом

Звоном первых капель под окном.

Пусть другие города хороши-

Только - здравница, город друзей

Друга встретит песней моей.

и прокатится на водяных горках.

Л. Цирульников

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры

«Ручеек». Дети встали парами. Каждая последняя пара бежит под поднятыми руками остальных пар и становится первой парой, как в народной игре «Ручеек»

Ручеек, ручеек,

Ты бежишь на восток,

Где солнышко встает,

Где иволга поет,

Где трава в росе.

Ты, как ленточка в косе,

Голубой, блестящий,

Чистый и журчащий.

Прибежишь к реке

За горой, невдалеке,

Станешь полноводным,

Сильным и свободным.

Потечешь на край земли,

Где на море корабли.

Вспомнишь как-то вечерком,

Как бежал ты ручейком.

«Карусели»

В парке карусели.

(Дети бегут по кругу, взявшись за руки, всё ускоряя бег).

На лошадок дети сели.

Раскрутились карусели,

Поскакали, полетели.

Не коснувшийся земли,

(Меняют направление движения, опять ускоряют бег)

Полетели, как могли,

Над полями, над лесами,

Над горами и морями.

Только кончился завод,

(Расцепляют руки. Двигаются по кругу друг за другом с высоким подниманием колена. Ритмично кивают головой).

Замедляют кони ход.

Вот и кончилась игра

(Останавливаются. Показывают, как кони бьют копытом, стоя на месте).

Отдыхать коням пора.

«Ветер – ветерок»

Ветер в парке листья кружит,

(Дети бегут по кругу, руки на поясе. В центре круга стоит ребенок – «ветер»).

В небе кружит, кружит в лужах,

(Кружатся на месте).

Их бросает нам под ножки,

(Опять бегут по кругу).

Нам под ножки, на дорожки.

Ну-ка, ветер-ветерок,

(Разбегаются после слова «листок»).

Запятнай скорей листок!

(«Ветер» пытается запятнать, как можно больше «листиков». Дети пытаются убежать под грибок или на веранду, где пятнать уже нельзя).

«Дождь»

(хороводная игра – пятнашки)

Дождь по лужам звонко скачет,

(Дети двигаются по кругу поскокам, руки на поясе).

Целый день сегодня плачет,

(В центре круга стоит ребенок – «дождь»)

Наклонил цветы и травы,

(Встают лицом в круг, выполняют наклон вперед).

Стали полными канавы,

(Поднимают руки, тянутся вверх).

Намочил он все подряд.

(Бегут по кругу. На слово «ребят» разбегаются).

Ну-ка, дождь, пятнай ребят.

(«Дождь пытается запятнать как можно больше детей. Дети пытаются убежать под грибок или на веранду, где пятнать уже нельзя).

Пальчиковая гимнастика

«Газон засох»

Раз, два, три, четыре, пять!

(Хлопают в ладоши).

Вышел дождик погулять,

(Руки вверх – вниз, круговые движения кистями рук).

Шел неслышно, по привычке,

А зачем ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

(Кисти рук вверх)

По газонам не ходить!

(Кисти скрещивают, как «ножницы».

Дождь вздохнул тихонько:

(Руки плавно вытянуть вверх, потом так же плавно опустить).

«Ох!» И ушел. Газон засох.

(Присесть. Закрыть голову ладошками).

Публикации по теме:

Методическая разработка «Бизиборд»Методическая разработка «Бизиборд» Ознакомившись с методикой Монтессори захотелось создать одно из пособий предлагаемых ею. Это бизиборд. Итальянский педагог и учёный Мария.

Методическая разработка «Конструирование из бумаги» Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 Володина Светлана Александровна Детское конструирование – это вид художественно-продуктивной деятельности,.

Методическая разработка по работе с родителями Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области Сценарий.

Методическая разработка занятия по экологии «Красная книга Ставрополья» «Для чего нужна Красная книга» Задачи: Сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо хранить. Приобщение.

Методическая разработка «Радость в танце» Муниципальное бюджетное дошкольое образовательное учреждение МБДОУ "Детский Сад № 114" «Радость в танце» (авторская разработка).

Методическая разработка «Тематические физкультминутки» Методическая разработка Тематические физкультминутки Выполнила воспитатель Гончарова К. С. г. НОВОСИБИРСК 2017.

Методическая разработка «Тетрадь по самообразованию» .

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии в форме игры-путешествия «Русский лес» для 1–4 классов Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 города Твери. Методическая разработка внеклассного.

Методическая разработка занятия «Улитки» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦССВ «МАЯК» г. МОСКВА. Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия.

Методическая разработка «Портфолио воспитателя» ФИО педагога Лесникова Елена Владимировна Место работы МАДОУ д/с «Улыбка» Занимаемая должность воспитатель Отчетный год 2015-2017 учебный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Году экологии посвящается»
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 18:11
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД