Эльвера хасанова
Проект «Говори правильно» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта «Говори правильно»
Описание проекта
Тематика
Игровые образовательные модули, как средство коррекции звукопроизношения «Логопедические помощники»
Название проекта
Целевая группа
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги (воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Содержание проекта
Публикация «Проект „Говори правильно“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениями. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:
- усложнение научно-технического прогресса. Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы;
- усложнение дефектов речи. Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:
дефицит внимания;
низкий уровень развития самоконтроля;
низкий уровень познавательной активности;
быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность;
особенности зрительно-пространственного восприятия;
низкий уровень мотивации к обучению.
ФГОС ДО подчеркивает, что «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды». Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.
Но как это сделать, как помочь ребенку, чтобы не навредить, чтобы ребенку было интересно, занимательно? В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и так до свободной речи, т. к. основная масса логопатов проходит этап автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах быстро и незаметно.
Работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Чтобы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, чтобы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами, и желательно каждый раз новыми.
Цель проекта : создание и обеспечение необходимых
условий для развития правильного звукопроизношения с использованием игровых модулей в коррекционно-речевом процессе.
Задачи:
Опыт работы является комплексным, и включает в себя следующие направления работы :
• развитие фонетико-фонематической стороны речи;
• развитие лексико-грамматической стороны речи;
• развитие связной речи;
• обучение детей грамоте.
• содержит подобранные по степени возрастающей сложности упражнения для развития общей, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, произношения.
Повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств с помощью игровых технологий.
Применение игровых модулей по формированию правильного звукопроизношения в индивидуальной и подгрупповой работе является эффективным коррекционным средством. Одновременно использование игровых модулей способствует повышению познавательной мотивации детей, умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия, работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, отстаивать свое мнение.
Проект заключается в том, что
систематизированный материал, основанный на использовании различных
игровых модулей, влияющих на формирование правильного
звукопроизношения, может представлять интерес для учителей - логопедов, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста имеющих речевые нарушения и их родителей в процессе совместной деятельности.
Идея – демонстрация возможностей игровых модулей при коррекции специфических нарушений речи. Содержание работы раскрывает знакомство с разноплановым авторским материалом.
Идея проекта состоит в том, дидактические пособия разработаны для реализации в условиях детского сада общеразвивающего вида и призвана помочь детям преодолеть фонетическое и фонематическое недоразвитие и успешно осваивать основную образовательную программу, возможность использования педагогического опыта в системе образования города.
Риски: моя инициатива не будет поддержана детьми; родители не проявят интерес к проекту. Периодичность в осуществлении деятельности: ежедневная. Срок реализации: 1 год.
Планируемые или полученные результаты
Результаты:
1. Создана система работы, направленная на формирование и улучшение качества речевых процессов, необходимых детям для успешного освоения грамоты.
2. Коррекция имеющихся речевых нарушений, повышение уровня готовности детей к обучению в школе.
3. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребенка-дошкольника.
4. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Практическая и методическая ценность проекта :
- создана специальная коррекционно-развивающая среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО;
- педагоги овладели новыми методами и приемами профилактики речевых нарушений;
- педагоги и родители являются активными участниками коррекционно-образовательного процесса;
- в коррекционный процесс внедрены современные технологии (обучающие компьютерные программы, мультимедийные презентации, интерактивные игрушки и книги) и авторские пособия (Игровой модуль «Игрушки-говорушки» («Веселая команда», Логопедические куклы «Тима» и «Тома», Игровой модуль «Мягкие Книжки» («Уроки грамоты», «Эмоции», «Кукольный дом», Игровой модуль «Кубы и кубики» «Речевой куб» Игровой модуль «Забавные пальчики», Игровой модуль «Легкий ветерок», Игровой модуль «Лепбук», Игровой модуль «Волшебное дерево».
По результатам диагностики достигнуты следующие результаты:
Выпущено в школу с нормой речи -85%, со значительным улучшением - 15%.
Уровень познавательной мотивации: достиг 100% у всех детей, независимо от структуры дефекта.
Овладели послоговым чтением все выпускники логопункта и логопедической группы.
Видеоролик с рассказом о проекте
Реализация проекта позволяет отметить неоспоримые плюсы:
-сокращаются сроки автоматизации звуков, за счет повышения мотивации, собственной инициативы ребенка и включенности родителей в коррекционный процесс;
-развивается поисковая деятельность, умение осуществлять звуковой анализ и синтез;
-использование гаджетов направлено на развитие ребенка;
-родители стали больше времени проводить с детьми, общение стало более продуктивным, их присутствие в жизни ребёнка стало не только физическим, но и эмоциональным.
Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью развлекательных моментов с игровыми модулями поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.
В беседах с родителями выяснилось, что участие в проекте стало постепенно возвращать в жизнь ребенка бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.
Итак, создание единого пространства речевого развития ребёнка позволило родителям из пассивных наблюдателей стать активными участниками коррекционного-образовательного процесса и сократить сроки автоматизации поставленных звуков.