Получи документы

Гражданственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Наталья Бурякова
Гражданственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Гражданственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения на примерах культурных ценностей и традиций родного края»

Подготовила Бурякова Наталья Юрьевна, музыкальный руководитель высшей категории МБДОУ «Детский сад №74 «Родничок»

Публикация «Гражданственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Современное активное обращение отечественного образования к культурологическому подходу в воспитании делает проблему гражданственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста особенно актуальной.

Важнейшим фактором поиска новых путей гражданственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются являются изменяющиеся приоритеты и ценностные ориентации общества, которые оказали влияние на формирование новой философии образования, основывающейся на принципах демократизации и гуманизации

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг определила цели, задачи и основные пути патриотического воспитания, направленного на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочнения единства и дружбы народов». Общеизвестно, что формирование чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство следует нужно начинать еще в дошкольном возрасте.

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны.

В нашем детском саду сложилась система гражданственно- патриотического воспитания детей, которая включает целый комплекс задач:

Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице.

• Формирование бережного отношения к родной природе.

• Развитие интереса к национальным традициям и промыслам.

• Формирование элементарных знаний о правах человека.

• Расширение представлений о России, о её столице-Москве; о республике Марий Эл, её столице- Йошкар-Оле, городах, селах и деревнях Марийской Республики.

• Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом гимном страны, нашей республики.

•Развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родины,уважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям труда,защитникам Отечества.

• Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Приобщать детей к культуре своего народа необходимо, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Изучая культурные традиции своего народа, ребенок не только получает багаж знаний, накопленный веками, но и полностью раскрывает личностные особенности; а погружаясь в творческий процесс, старается показать все лучшее, что у него есть.

Приобщение к народной национальной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми проводим в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлении, праздников и развлечений.

Исходя из этого, наиболее эффективны следующие формы работы с детьми:

• Совместная - творческая деятельность взрослого и ребенка.

• Творческая деятельность педагога с подгруппой детей.

Фронтальная: проведение праздников и развлечений.

В своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры выделяем еще несколько компонентов.

1 Создание предметно-развивающей среды

2. Работа с детьми;

3. Работа с родителями.

Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности:

В холле нашего детского сада оборудованы стенды: "Моя страна", "Мой город";

В нашем детском саду создан краеведческий мини-музей «Марийская изба», в котором собраны множество предметов марийского прикладного искусства – вышитые полотенца и покрывала, картины, расписная посуда, а также старинная мебель, кухонная утварь, орудия труда и национальные музыкальные инструменты. Все экспонаты доступны и для детей и для родителей, а также активно используются для оформления декораций к праздникам и развлечениям.

В каждой группе оборудован стенд «Марийский Край», в котором представлены национальная символика (марийский герб, флаг, элементы национальных костюмов, вышивки, старинные марийские музыкальные инструменты.

Сделана подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы Великой отечественной Войны, о России, О Российской современной Армии.

В группах имеется набор дидактических игр: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России"

Собраны обширнейшие картотеки пословиц, поговорок, стихов, песен, сказок, в той или иной мере касающихся народного творчества и фольклора Марийского края.

Приобщать детей к культуре своего народа необходимо, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям своего народа.

Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через:

• народный фольклор (потешки, пословицы, сказки,

• народные песни, музыкальные инструменты,

• умение найти и выделить народный костюм,

• знание народных игрушек и народных игр,

• произведения народного декоративного искусства,

• знание народных примет

• особенностей быта и труда людей,

• знаний, чем питались, каким блюдам отдавала предпочтение люди,

• как отмечали праздники, какие обычаи соблюдали.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к национальной культуре. Обратиться к истокам народного творчества поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков; бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках

Ведь фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в окружающем мире. В нем нет никаких назиданий, но между строк читается многое: народная дидактика, школа материнства. В нем заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Особое значение для формирования духовно - нравственных и патриотических чувств у детей имеют фольклорные произведения.

В своей работе с детьми мы используем всю широкую палитру жанров русского и национального фольклора: прибаутки, небылицы, скороговорки, колыбельные, игровые и плясовые песни, загадки, игры, хороводы с напевами, театрализованные представления и праздники.

Понимание чувства Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и окружением.

Поэтому одним из первых в учебном году у нас в детском саду проводится праздник «День матери».. В каждом государстве отмечают этот праздник по своим традициям Но так же как и везде всем мамам наши дети дарят восхитительные поздравления с добрыми пожеланиями, красивые стихи, песни, открытки. Так наши ребята выражают заботу и тепло к своим мамам.

Такие торжественные праздники, как «День Защитника Отечества» и «День Победы» всегда преобразуются в незабываемые встречи с Ветеранами Великой Отечественной Войны, а также с земляками, служащими в рядах Российской Армии.

Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о происходящих событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 вошла в историю - дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной. В рамках таких замечательных событий в детском саду проводилась и проводится, массовая спортивная работа – открытые занятия, музыкально- спортивные мероприятия с родителями, фотовыставки достижений воспитанников.

Большую помощь в проведении всех мероприятий в детском саду оказывает каждый педагог. Только совместно со всеми сотрудниками ДОУ удается донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме. Разработаны сценарии, собраны конспекты занятий, досугов и праздников для детей каждой возрастной группы, сделана подборка на целый год народных православных праздников с названиями, народными приметами и именинниками.

Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.

Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах, развлечениях и праздниках).

Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе, к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи.

Стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории. Глядя на них, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело.

Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители".

Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Список литературы

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ : Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. - Волгоград: «Учитель». - 2007. – 203 с.

2. Бондаренко Т. М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: Практическое пособие/ Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ИП Лакоценин. - 2010. - 176 с.

3. Доронова Т. Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева Т. И. Гризик, В. В. Гербова. - М. : Просвещение, 2011. - 111

Публикации по теме:

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ Наше учреждение с 2011года является экспериментальной площадкой НИРО по теме: «Воспитание основ российской гражданской идентичности у детей.

Гражданственно-патриотическое воспитание дошкольников В условиях реформирования системы дошкольного воспитания, все более актуальной становится проблема приобщения ребенка к общечеловеческим.

Игровые образовательные ситуации «Патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста»Игровые образовательные ситуации «Патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста» Проведение месячника оборонно-массовой и военно - патриотической работы начался с торжественной линейки на которую был приглашен офицер.

План самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности» .Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Малышевский детский сад комбинированного вида № 51 «Родничок" ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста . Методическая разработка раздела «Социально-коммуникативное развитие»Актуальность. В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственного –.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Д. С. Лихачев:Любовь к родному краю, родной культуре, родному языку начинается с самого малого - любовь к своей семье, своему жилищу, своему.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Беседа «Так начиналась война» Беседа в подготовительной группе на тему: «Так начиналась война» Цель: закрепить знания детей о том, как защищали свою родину советские.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности Актуальность Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Одной из острейших проблем современной России является утрата у значительной части населения такой величайшей духовной ценности русского.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности детей и родителей Существенное значение для социального становления человека имеет воспитание. Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гражданственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 14:07
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гражданственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бурякова (УИ 400970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД