Лучший педагог года

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Галина Щитова
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Одной из острейших проблем современной России является утрата у значительной части населения такой величайшей духовной ценности русского народа как патриотизм. Вследствие усиленной пропаганды СМИ западного образа жизни, искажения отечественной истории, ежедневной трансляции негативной информации об армии, органах внутренних дел, многих других государственных структурах страны происходит падение интереса к настоящему и уважения к прошлому России, отчуждение подрастающего поколения от собственной культуры.

Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В последние годы Правительством РФ утвержден ряд нормативных документов, обозначающих главные ориентиры и параметры системы патриотического образования

В них патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается как процесс:

• формирования патриотических знаний, взглядов и убеждений патриотического

характера;

• формирования эмоционального положительного отношения и чувства

сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа, воспитание любви и уважения к своей нации, чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

• а также формирования практических умений и навыков, необходимых для

самостоятельной деятельности патриотического характера (готовности к труду и защите родной земли).

Также патриотическое воспитание предлагается начинать с дошкольного возраста, где происходит формирование самосознание ребенка, формируется представления о себе, осознание своей принадлежности к определенному полу, семье, народу, государству.

В тоже время, наряду с обозначенной государством необходимостью патриотического воспитания с дошкольного возраста, отсутствует единый подход к концептуальной, содержательной и технологической сторонам этого процесса в современном детском саду.

Данная потребность в практике детского сада обусловила выбор темы нашего исследования, и явилось основой для проведения экспериментальной работы.

В начале учебного года с целью изучение уровня развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов патриотизма посредством педагогических наблюдений, бесед, проблемных ситуаций проводилось обследование дошкольников.

По его результатам был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень развития компонентов патриотизма, особенно поведенческого, имея некоторые представления патриотического характера, не могут реализовать это в реальной действительности.

Для решения поставленных задач была разработана методика формирующего этапа, опирающая на подходы Н. Г. Комратовой, О. ОЛ. Князевой, М. Д. Маханевой и состоящая из трех основных этапов:

На 1 этапе осуществлялось формирование знаний, умений и чувств патриотического характера

На 2 этапе – закрепление, уточнение полученного опыта

На 3 этапе – обобщение знаний, умений и чувств патриотического характера

Указанные этапы были отражены в перспективном плане по патриотическому воспитанию через разные виды деятельности.

Система работы по патриотическому воспитания включала несколько проектов:

Проект «Моя семья» : Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, бережно относится к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Уважение к старшим всегда считалось одной из главных добродетелей русского человека.

В рамках подпроекта: «История моей семьи» каждой семьёй было оформлено генеалогическое древо. Дети с интересом рассказывали о своих родственниках, узнавали такие понятия, как «род», «родословная». В группе был создан мини-музей «Реликвии моей семьи». Эта работа объединила членов семьи в совместной деятельности по сбору материалов о каждом члене семьи, их заслугах перед Отечеством.

Работа над подпроектом ««Папа, мама, я – здоровая семья» началась с разговора о здоровом образе жизни. Знакомили детей с народными способами лечения и оздоровления: русская баня, фито чаи, босохождение, водные и воздушные закаливания, здоровое питание, фруктово-овощное меню, и лучше, если выращенное своими руками (в саду, на балконе или на подоконнике). Многие родители поделиться своим опытом оздоровления детей. Так Даниил Н. в прошлом году пять раз был на больничном, в этом году мама стала закаливать его, используя водные и воздушные процедуры, и ребенок болел только два раза. Мама Егора Р. повела сына в бассейн, и он ни разу за год не был на больничном.

В рамках подпроекта «Все профессии важны» познакомились с профессиями и трудом родителей. Была организована фотовыставка, встречи с родителями: мама Егора П. – рассказала о профессии парикмахера; папа Ильи К. -как он изготавливает якорные цепи для больших кораблей. У ребят появилось много тем и сюжетов для игр, для общения, для поиска, а главное чувство гордости за своих родителей, которые трудятся для пользы других людей и для всей страны.

Следующей ступенькой в нашей работе стал проект «Люблю мой Нижний Новгород», который начали с изучения своего родного Московского района. Для знакомства с одним из крупных заводов микрорайона послужила беседа «Где строят самолеты». Выяснилось, что у многих детей на «Соколе» работали родственники. Была устроена выставка фотографий «Они трудились на «Соколе». Дедушка Егора Р рассказал о конвейерном способе изготовления самолетов, показал фотографии основных этапов. Далее состоялась экскурсия к памятнику – самолету. В библиотеке им. Заломова, с которой детский сад сотрудничает уже много лет, детям рассказали, что именно благодаря заводу «Сокол», Московский район стал современным городским районом, а раньше здесь по берегам реки Левинка располагалась деревня Княжиха. У ребят появилось чувство гордости за свой район, за людей, которые живут рядом с ними и делают такие мощные, современные машины. Интерес детей к этой теме проявился в продуктивной деятельности: дети собирали самолеты из конструктора, рисовали, изготавливали из бумаги и строительного материала.

Популярностью пользовались у детей экскурсии по улицам района (Мечникова, Панфиловцев, Баранова, беседы о знаменитых людях, в честь которых они названы.

При знакомстве с историей возникновения и достопримечательностями Нижнего Новгорода вместе с детьми рассматривали иллюстрации, читали, строили, рисовали современные и старинные дома, Кремль, герб города.

Интересным для детей было знакомство с судьбой и творческим вкладом наших земляков (подпроект «Судьбы, подвиги, изобретения») в историю и культуру всей страны. Дети узнали значение слов: земляки, нижегородцы, горьковчане, горожане.

В рамках проекта организовывались экологические акции: «Чистая улица», «Цветущая клумба», «Елочка-зеленая иголочка». Ведь патриотизм проявляется в том числе, и в том, для своей родины хочется сделать что-то полезное, доброе, красивое. Просто так, без награды, как для своей мамы, потому что родина и есть мама, только одна на всех.

Действенным средством патриотического воспитания является русская народная культура. В рамках подпроекта «Хлеб всему голова» знакомили детей с тем, что жизнь наших предков - славян всегда была связана с землей, люди жили в деревнях, питались, тем, что выращивали сами – это хлеб, крупы, овощи. Сложилась поговорка: «Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной – батюшка родной». К хлебу всегда было бережное отношение, потому, что много труда требовалось для его производства. Такое отношение к хлебу хотим сформировать у детей. Читаем прозу, разучиваем стихи. На Руси говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Вместе с детьми пекли яблочный пирог для угощения на день рождение группы, плюшки – на Рождество, жаворонки – для встречи перелетных птиц. На семейных посиделках бабушки порадовали внуков своей выпечкой и поделились своими рецептами друг с другом.

В подпроекте «Русская горница» знакомили детей с предметами русского быта, фольклорными песнями и танцами, народными инструментами, национальными костюмами. Дети и родители принимали активное участие в подготовке праздников, костюмов, обстановки.

Таким образом, задачи формирующего эксперимента решались в различных видах деятельности. По итогам проведенной работы можно отметить следующие качественные изменения в поведении и деятельности детей :

• познавательный интерес и ценностное отношение к объектам русской культуры, стремление к их познанию;

• умение позитивного общения и взаимодействия с окружающими взрослыми и детьми;

• стремление к соблюдению собственных прав, не нарушая права окружающих людей, справедливость во взаимоотношениях жизненных ситуациях;

сформированность личностных качеств: чувство собственного достоинства, уважение к людям разных национальностей, их образ жизни; бережное отношению к окружающему природному и социальному миру; гордости за свою Родину

Во многом формирующий этап показал успешность данной работы, но для отслеживания динамики уровня было проведено повторное обследование детей.

В его проведении использовались те же задания и методы, что и в начале года.

Сравнение показателей начального и итогового обследования показало, что у детей уровень повысился.

Эти данные позволяют утверждать об эффективности разработанной методики и рекомендовать ее применение в решение задач патриотического воспитания дошкольников.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с традициями и культурой народов Поволжья Педагогический проект на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с традициями и культурой.

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ Наше учреждение с 2011года является экспериментальной площадкой НИРО по теме: «Воспитание основ российской гражданской идентичности у детей.

КВН «Природа и нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»КВН «Природа и нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Доброе время суток всем!Недавно у нас в группе прошел КВН. Основу сценария нашла в интернете, отредактировала, добавила свой материал. Проведена.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности Актуальность Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан демократического,социального государства, уважающих права и.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (опыт работы) Актуальность: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Красникова О. Н., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка» г. Губкин, Белгородская область Патриотическое воспитание.

Проект «Кубань — земля родная». Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. Актуальность выбранной темы. 3. Тема проекта 4. Вид проекта 5. Цель проекта 6. Гипотеза 7. Объект 8. Предполагаемый.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Очень важно воспитывать детей в духе патриотизма, рассказывать им о Дне Победы, о героях войны, о защитниках Отечества в прошлом и в настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 09:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД