Анна Вулканова
«Групповой совет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Групповой совет. Этапы формирования»
Групповой совет. Что это такое? Из опыта своей работы, могу сказать, что это организованная воспитателем интересная детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений.
Групповой совет предоставляет равные права его участникам. Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее. Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого. Именно в этом я вижу большое преимущество и положительные стороны группового совета.
Публикация «„Групповой совет“» размещена в разделах
Но чтобы достичь этого нужно пройти долгий и не простой путь формирования равных взаимоотношений, научить ребенка высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, вносить предложения, научить планировать свою деятельность, уметь подчиняться решению большинства.
Начинать работу по формированию групповых советов можно со средней группы. Но не торопиться вводить понятие «групповой совет». Возраст детей говорит о том, что им ближе понятия «поговорим», «будем с вами разговаривать», «посоветуемся», «мы поговорим». В средней группе детям можно предложить поговорить о том, какую сказку мы сегодня почитаем, в какие игры поиграем на прогулке, чем займемся после сна. Если вы например, заметили, что в книжном уголке порвалась книга, поговорите с детьми почему это произошло, как устранить это, что нужно делать, чтобы такое не происходило в дальнейшем. Важно выслушать все мнения, подчеркнуть, что они важны для вас, но ненавязчиво предложить нужный вам вариант. Из-за того, что дети средней группы еще недостаточно организованны, возникают трудности. Вроде бы на словах они понимают суть обсуждаемого вопроса, предлагают верные его решения, но на деле результат не получается. Значит, воспитателю необходимо включиться в деятельность наравне с детьми. Например, идет разговор о том, что необходимо убирать игрушки после игры. На словах все дети согласны, но игрушки не убраны. Возвращаемся к этому вопросу не раз. Мы вместе убираем игрушки, потому, что мы так решили. Тематика разговоров с детьми должна быть близка и понятна детям (игры, сказки, увлечения, обитатели живого уголка).
С переходом в старшую группу, дети взрослеют, становятся более организованными, у них появляется потребность в большем общении друг с другом. Групповой совет как раз является той формой деятельности, которая соответствует всем этим требованиям. Ребенок, не стесняясь включается в обсуждение вопроса, высказывает свою точку зрения, участвует в принятии решений, и что наиболее важное в их выполнении. Он берет на себя ответственность. Например, обсуждается подготовка к выставке. Дети предлагают сделать поделки, нарисовать рисунки, собрать материал. Назначаются ответственные. У ребенка есть задание, которое он должен выполнить. Это делает его дисциплинированным.
В отличии от средней группы, где большинство решений принимает воспитатель, в старших группах дети сами приходят к принятию того или иного решения, а роль воспитателя заключается в том, чтобы научить детей принимать эти решения. Собирается вся группа или большая ее часть. Групповой совет учит детей договариваться, выбирать наиболее верное и правильное предложение, делать выводы, анализировать свою деятельность. Обсуждать можно различные мероприятия. Как подготовку к ним, так и то, как они прошли. Отмечать, что получилось, или получилось не совсем, так как хотели, почему, дается возможность проанализировать и сделать выводы. Обсуждаются режимные моменты. Как поздравить с днем рождения, как провести праздник, какую собрать коллекцию, куда сходить на экскурсию, поступки и поведение в группе. Проводить групповой совет нужно по мере необходимости, в зависимости от намеченных в группе дел. Это может быть и один раз в месяц, а может быть и один раз в неделю (если нужно обсудить возникших конфликт или другой вопрос).
В заключении хочу отметить положительные моменты групповых советов :
1. Дети учатся принимать и выполнять решения, делать выводы.
2. Выслушивать своих товарищей и принимать и уважать их точку зрения.
3. Мнение каждого ребенка ценится и принимается.
4. Ребенок и взрослый равны по значимости.