Получи документы

Здоровьесберегающий режим интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Ирина Землякова
Здоровьесберегающий режим интеллектуального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы:

В традиционном понимании интеллектуальное развитие это усвоение, умений и навыков через развитие психических процессов (ощущения, восприятия, представлений, памяти, мышления, воображения и речи). В рамках модернизации Образования Российской Федерации, при построении образовательного процесса, необходимо ориентироваться на личность, на особенности каждого ребёнка. Поэтому понятие интеллектуального развития ребёнка на современном этапе, это развитие у детей мыслительной деятельности, здоровье сберегающего режима с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Публикация «Здоровьесберегающий режим интеллектуального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Каждый ребёнок – это индивидуальность со своим маленьким опытом, своими вкусами и пристрастиями, своим характером и темпераментом, который по- своему видит, слышит и чувствует. Только познав и поняв, как развивается, растёт, мыслит и чувствует именно этот ребёнок, мы сможем развить всё те возможности, которые даны ему природой и компенсировать то, чем природа не одарила.

Создавая здоровье сберегающую образовательную модель, были учтены индивидуальные особенности каждого ребёнка. Дети выделялись по:

поло ролевой особенности,

темпераменту характера,

леворукости и праворукости

обязательно принимались во внимание возрастные особенности и состояние здоровья ребёнка.

ЦЕЛЬ: Создание в Дошкольном Образовательном Учреждении условий обеспечивающих сохранение и развитие соматического и нервно психического здоровья ребёнка, его физическое совершенствование как основы личностного, эмоционального и интеллектуального развития.

ЗАДАЧИ:

1. Анализ состояния здоровья физического и психического развития детей.

2. Учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при построении образовательного процесса, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.

3. Создание условий для успешного интеллектуального развития воспитанников на специально организованных занятиях, в повседневной жизни, в других видах деятельности.

4. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребёнка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.

5. Обеспечение поступательности в развитии ребёнка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Информационно - аналитический:

- Сбор информации

- Диагностический

- Изучение проблемы

Подготовительный:

- Совершенствование развивающей среды групп

- Составление перспективно – тематического планирования.

- Отбор технологий и методик.

Организация педагогической работы:

Организация работы с детьми:

-совместная деятельность

-самостоятельная деятельность

Организация работы с родителями:

Диагностический этап

Изучение особенностей детей с помощью комплекса диагностических методов позволяет получить объективные данные о соматических нервно-психических особенностях детей.

Диагностический комплекс проходит в 3 этапа:

Вводная диагностика

Промежуточная диагностика

Заключительная диагностика

Комплекс включает в себя интеграцию следующих структур:

Медицинская

Психологическая

Педагогическая

Логопедическая

ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

Мы знаем, что мальчик и девочка это два разных мира. По-разному функционирует мозг, от развития которого зависит, каким станет ребенок, каков будет его интеллект, насколько будет богата эмоциональная сфера, какая память, какие особенности мышления будут ему присущи. В ходе своей работы я заострила внимание на том, что мальчики и девочки по-разному воспринимают программу обучения. Сделала вывод, что для мальчиков и девочек необходимы разные подходы при построении образовательного процесса.

У мальчиков развитие происходит на наглядно-образном мышлении

- для эффективности всех видов деятельности требуют большего пространства

- мальчики в любой поисковой деятельности выдвигают новые, нестандартные идеи.

- мальчики ориентированы на получение информации

- у мальчиков значительно лучшая организация, тех видов деятельности, где

необходимо пространственное мышление (геометрия)

У девочек лучше развита речь, но ответы однообразны.

- игры девочек чаще опираются на ближнее зрение (ограниченное пространство)

- девочки ориентированы на отношение между людьми

- девочки после начала занятий быстро набирают уровень работоспособности.

Мальчиков и девочек нельзя воспитывать одинаково.

Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

АССИМЕТРИЯ МОЗГА

Мы знаем, что наши полушария коры головного мозга, неравноценны. Они действуют совместно, но каждый выполняет свои функции. Левое полушарие можно назвать рационально логическим, и оно отвечает за: -аналитическое мышление

-классификационное мышление

-алгоритмическое мышление

-последовательное мышление

-индуктивное мышление Правое полушарие – эмоциональное. Ему свойственно:

-пространственно-образное мышление

-интуитивное мышление.

По результатам диагностики мы выделяем леворуких детей. Мы относимся к левшевству как к одному из вариантов нормального развития организма, которое зависит от особенностей строения мозга ребенка. Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличается от обычного типа.

При обучении, леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные, а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на какое-то наглядное пособие. Для левшей - стихия индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента

ТЕМПЕРАМЕНТ

Чтобы осуществить индивидуально психологически обоснованный подход к детям, необходимо правильно представлять себе свойства темперамента. Но необходимо учитывать, что «чистый» темперамент встречается редко, так как жизненные обстоятельства, среда воспитание могут изменить ту или иную черту. Так же необходимо учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом возрасте - своя специфика активности, эмоциональности и моторики.

Каждый тип темперамента может проявлять себя, как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Поэтому знание темперамента, особенности нервной высшей деятельности детей во многом обеспечивает успех интеллектуального развития детей, а так же помогает найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

На основе этих знаний воспитатель опирается на положительные стороны темперамента и борется с отрицательными его качествами.

Например: положительным качеством

- сангвиника является живость и подвижность

- у холерика- чуткость, отзывчивость

- у флегматика- выдержка и спокойствие

При отрицательных условиях воспитания могут развиться особенно остро:

- у флегматика – вялость

- у сангвиника- отсутствие устойчивости

- у холерика – резкость, несдержанность

- у меланхолика – замкнутость

Рекомендации:

- полезно контролировать деятельность холерика, как можно чаще. В работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть справедливо оценен.

- перед сангвиником необходимо непрерывно ставить новые возможности, интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

- флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать.

Нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. Флегматику нередко мешает медлительность и там, где требуется быстрота действия - проявляет беспомощность.

В учебной деятельности меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения. В отношении меланхоликов недопустим повышенный тон, ирония (со стороны детей тоже). Меланхолик самый чувствительный. С ним нужно быть предельно мягким, доброжелательным.

ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ:

Так как модель нашей здоровье сберегающей технологии мы демонстрируем на примере подготовительной группы, то следовательно подготовка ребенка к обучению в школе является главной задачей обучения и воспитания детей нашей группы, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоничное развитие детей этого возраста.

Мы знаем, что готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка, что включает в себя:

самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника,

его работоспособность,

умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками,

умение подчиняться школьным правилам,

успешность усвоения программных знаний,

необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций.

Учебно-важные качества, входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. Уровень развития некоторых качеств оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала.

Такие качества называются ведущими, это:

- мотивы обучения,

- способность принимать учебную задачу,

- графический навык,

произвольность регуляции деятельности обучаемости,

вербальная механическая память.

Именно на развитие этих качеств мы обращаем особое внимание при организации педагогического процесса. Психические качества и свойства, определяющие психологическую готовность к школе, существует не изолированно, а образует сложные взаимосвязи, но в реальной деятельности выделить отдельное психическое качество «в чистом виде» достаточно сложно. Например, одно из важных качеств «принятие задачи» тесно связано учебными мотивами и умственным развитием ребёнка: для того, чтобы ребёнок принял задачу, поставленную педагогом, необходимо, чтобы он захотел это сделать, чтобы данная задача отвечала его интересам и потребностям; и в то же время принятие задачи предполагает необходимый для этого уровень развития мышления, некоторых знаний и умений, произвольности, т. е. способности удерживать внимание на выполнении задания.

В соответствии с психологической структурой деятельности в структуре готовности мы выделяем пять блоков учебно-важных качеств;

1 Личностно- мотивационный. Учебно-важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание учиться.

2 Принятие учебной задачи – понимание задач поставленных педагогом и желание их выполнять.

3 Представление о содержании деятельности и способах её выполнения. Этот блок отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребёнок к началу обучения.

4 Информационный блок готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

5 Управление деятельностью. Учебно-важные качества обеспечивают планирование, контроль и самооценку собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Презентация по кружковой работе «Оригами в детском саду» Тема: "Оригами - как эффективное средство развития, умственного, нравственного и речевого развития детей 5-7 лет " Цель:Развитие познавательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающий режим интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 июня 2013 в 23:21
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающий режим интеллектуального развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Землякова (УИ 27464) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД