Ольга Сокова
Конспект занятия «Посиделки в русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор конспекта воспитатель МДОУ ДС №6 «Колокольчик» Сокова Ольга Борисовна
Описание материала: конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы. Данное мероприятие поможет приобщить детей к русской культуре. Материал может быть полезен воспитателям.
Публикация «Конспект занятия „Посиделки в русской избе“» размещена в разделах
Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, самовар, и др.);
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Развивающие:
Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество;
Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
Словарная работа: разъяснение смысла слов - фольклор, посиделки, лапти, ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар и т. д.
Предварительная работа: Заучивание потешек. Знакомство детей со старинной утварью, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, домовенок Кузя, клубочки, деревянные ложки, русский народный костюм, сарафаны, ленты.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход:
НОД проводится в «русской избе» с печкой.
Воспитатель (хозяюшка) одетая в русский сарафан, встречает детей: (звучит русская народная мелодия).
- Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада!
Хозяйка: Давным-давно до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки, все это придумал народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. В старину, вечерами собирались люди в избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и конечно же работали: пряли. Вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались – посиделками.
1 ребенок: На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирались на посиделки,
Без общенья жизни нет.
2 ребенок: Быт людей отмечен веком
Поменялся странный мир;
Нынче все мы – по «сусекам»
Личных дел или квартир.
3 ребенок: Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
4 ребенок: Отдых – это не безделки
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки,
Для друзей и для гостей!
Хозяйка: Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?
1 ребенок: Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
2 ребенок: Сделал дело, гуляй смело.
3 ребенок: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
4 ребенок: Рабочие руки не знают скуки.
5 ребенок: Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
6 ребенок: Семь раз отмерь, один раз отрежь.
7 ребенок: Делу время, потехе час.
8 ребенок: Труд человека кормит, а лень портит.
Хозяйка: В нашей избе есть старинные предметы. Русские люди придумали про них загадки. Эй, ребята не зевайте, и загадки отгадайте?
- Сколько не мучь, не кипяти, белее не сделаешь. (Чугун)
Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
В лесу тук – тук, в избе ляп – ляп,
В руках дзинь – дзинь, на полу топ – топ. (Балалайка)
- Летели две сороки, у них четыре хвоста. (Лапти)
Три братца пошли купаться, третий на берегу валяется,
Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра, коромысло)
Хозяйка: Раньше за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.
– А вы дружные ребята? (Да)
– Давайте позовем домовенка Кузю. (Выносит из угла у печки Кузю)
- Перепутались у хозяйки все клубочки, давайте поможем Кузе их собрать.
Игра: «Собери клубочки»
(Играют по 2 ребенка. В руку можно брать, только по 1 клубочку. Кто больше соберет)
Хозяйка:- Видишь Кузя, какие ребята у нас ловкие.
Ой, смотрите у Кузи узелок. Он нам ложки принес.
Ложки деревянные, расписные.
-Ну-ка добры молодцы, позабавьте красных девиц. Поиграйте на ложках.
Игра на ложках «Во кузнице»
Хозяйка: У кого там хмурый вид, снова музыка звучит,
Собирайся детвора, ждет вас русская игра.
(Звучит русская народная музыка. Дети встают в хоровод, для игры «Ручьи»
Как из под горы,
К нам бегут ручьи.
Ручьи вы куда?
Закрывайте ворота!
Дети встают в хоровод. Двое образуют ворота (один стоит внутри хоровода, другой – снаружи и над головами детей держатся за руки, образуя ворота).
Хозяйка: А теперь дорогие посидите, да умом пошевелите.
Начинаются сказки, катятся с гор салазки.
А это было голубчики, в старину.
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали.
Друг – друга за крылышки хватали.
А за ними на золотом коне скакала,
Да в мешок эти сказки собирала,
А вот какие сказки, вы узнаете. Отгадав мои загадки.
- Вымолвил словечко, покатилась печка,
Прямо из деревни, к царю да царевне,
И за что не знаю повезло лентяю. (По щучьему велению)
- Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок)
- Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль)
- Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода, в ямке от копытца (Сестрица Аленушка и братец иванушка)
- Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,
В доме том в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок)
Хозяйка: А теперь посмотрите на стол,
На столе самовар стоит,
И на вас глядит
Самовар то не простой.
Самовар то расписной,
Гостинцы берите, да к самовару подходите.