Людмила Антонова
Конспект занятия «Хозяйкины помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
По приобщению детей к истокам народной культуры
ТЕМА. «ХОЗЯЙКИНЫ ПОМОШНИКИ»
Цель: формирование и развитие основ духовно – нравственной культуры детей, посредством приобщения их к духовным ценностям русского народа, ознакомление с историей, бытом, традициями.
Публикация «Конспект занятия „Хозяйкины помощники“» размещена в разделах
Задачи: дать детям представление об особенностях русского старинного быта. Учить навыкам словообразования. Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий,признаков. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям и традициям народа
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети проходят в избу и встречают там хозяйку.
Хозяйка. Здравствуйте гости дорогие. Милости прошу в мой дом. Присаживайтесь, посидим рядком, да поговорим ладком. / дети садятся на скамейки / А я вам расскажу, как жили россияне в старину. Какая у них была посуда, мебель, какие они песни пели. Хотите узнать?
Дети. Да
Хозяйка. Тогда садитесь потеснее, слушать будет веселее.
Скажите ребята, где вы вещи свои храните?
Дети. В шкафу, в комоде.
Хозяйка. А как вы думаете, где я свои вещи храню?
/варианты ответов детей/. Для вещей у меня есть сундук, посмотрите и скажите, из чего сделан сундук?
Дети. Из дерева
Хозяйка. Значит сундук какой?
Дети. Сундук деревянный.
Хозяйка. Что есть у сундука?
Дети. Крышка, ручки, замок, стенки, дно.
Хозяйка. Из чего сделаны ручки и замок?
Дети. Из железа
Хозяйка. Значит они какие?
Дети. Железные.
Хозяйка. Почему ручки делают из железа?
Дети. Чтобы они не сломались.
Хозяйка. Да ручки и замок у сундука не сломаются, потому что сделаны из железа, прочные.
А для чего они нужны?
Дети. Чтобы легче было поднимать сундук, если нужно перенести его на другое место.
Хозяйка. Молодцы ребята, вы правильно ответили. А, посмотрите какой он большой. Как вы думаете, для чего такой большой сундук нужен?
Дети. В него много вещей можно положить.
Хозяйка. Да, действительно, в сундук помещается много вещей. Но то,
что он большой это и плохо. Почему?
Дети. Много места занимает, его трудно сдвинуть с места
Хозяйка. Ну а сейчас мы с вами немного поиграем.
Динамическая пауза. «Кто где?»
Хозяйка. Посмотрите внимательно, на что можно сесть в избе?
Дети. На лавки, на табуретки, на печь, на пол и т. д.
По сигналу дети разбегаются и садятся. Хозяйка спрашивает, кто, на чём сидит. Дети отвечают, используя предлог,» НА». В ходе игры хозяйка обращает внимание на то, что на сундук тоже можно садиться.
Хозяйка. А теперь я хочу загадать вам загадку. Сможете вы её отгадать? Слушайте внимательно.
«Стоит толстяк, подбоченивши бок, шипит, кипит, всем пить чай велит?»
Дети. Самовар
Хозяйка. Как вы догадались, что это самовар?
Дети. Потому-что он толстый и из него наливают чай.
Хозяйка. А вот послушайте ещё одну загадку
«Железный бес на стол залез – четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо» /чтение загадки хозяйка сопровождает показом частей самовара/. Дети посмотрите какая ещё посуда у меня есть? Я загадаю загадку, а вы найдите отгадку на моем столе.
Сама не ем, а всех кормлю,
Дети. Ложка.
Хозяйка. В печи стоит, закрытый крышкой… Огонь ласкает твердый бок. Печь освещает пламя вспышкой. Щи варит в печке …Чугунок.
Круглой формы он всегда. Ручек нету- никогда. Он чугунный и стальной, а внутри весь обливной. И большой и маленький, но зато удаленький. Чтоб сварить нам кашу, щи, по – быстрее в печь неси…. Чугунок.
Дети находят на столе ложки и чугунок.
Хозяйка. Посмотрите, какие ложки красивые, расписные, нарядные, деревянные. Их расписывают народные умельцы. Мы ложками не только едим, но и играем на них. Выбирайте ребята себе ложки, сейчас мы попробуем с вами поиграть.
/Дети играют на ложках под русскую мелодию/
Хозяйка. А для чего у меня чугунок ребята, как вы думаете? /варианты ответов детей/. Чугунок можно сажать в печь, в нем варят каши, щи. Но чтобы поместить чугунок в печь или вытащить его с печи, чтобы не обжечься и легче было поднять его, мне нужен помощник. И этот помощник называется - ухват. / дети рассматривают, определяют из чего сделан, пробуют поднять ухватом чугунок/.
/ с печки падает ложка, затем другая /
Кто же это шалит? Ой мы про дедушку домового забыли, в горницу его не пригласили.
/ из –за печки слышится стук и чихание. Появляется домовой Нафаня. /
Хозяйка. Здравствуй Нафаня, ты чего это шалишь?
Домовой. Что же мне не пошалить? Нужно было меня в горницу пригласить, кашей накормить, чаем напоить, я бы тогда и не шалил.
Хозяйка. Ну Нафаня уважь, отведай каши, а наши девочки тебе песню споют. /дети поют русскую народную песню,
Хояйка. НУ как, хороша каша?
Домовой. Ай хороша!
Как куснёшь, так уснёшь,
Как вскочишь, ещё захочешь!
А вот ребятки пели, мне понравилось, да как они загадки отгадывали, да на вопросы отвечали, на ложках играли. Хозяйка, глянь самовар кипит, шипит, пить чай велит. А я сейчас вареньице принесу, вкусное, сладкое.
Нафаня и Хозяйка приглашают всех к самовару.