Ульянова
Практикум для родителей «Играем пальчиками, развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Вы мало времени проводите со своим ребёнком
В совместных занятиях?
Вам так необходимо расслабиться и отвлечься
От суеты и проблем?
Вы не совсем хорошо или совсем не умеете
Рисовать, играть?
Но…
Вам так хочется этому научиться
Значит, мы именно вас приглашаем
В семейный клуб для встречи на тему:
«Играем пальчиками, развиваем речь»
Появилось желание?
Приходите!
Ждём вас!
Дата
Время
Место проведения
Публикация «Практикум для родителей „Играем пальчиками, развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
«Играем пальчиками, развиваем речь»
Цель;
дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;
развитие мелкой моторики через разные виды деятельности, заинтересовать проблемой; приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи;
выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
План работы.
1. Приветствие.
2. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи.
3.«Давайте поиграем!»
4.«Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук».
5. Слово-эстафета
6. Игра «Вопрос-ответ»
7. Подведение итогов. Рефлексия Выставка книг по теме.
Раздача памятки «Как проводить пальчиковую игру»,
Ход встречи.
1. Приветствие.
2. Вступительное слово.
Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим об пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, про-странственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает сти-хотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой мото-рики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придержи-вает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоциональ-ного и интеллектуального развития впечатлений. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрос-лого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторож-ное, бережное прикосновение. Для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, нау-чите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя рука-ми.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
3. «Давайте поиграем!»
Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.
1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на не-которое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключать-ся с одного движения на другое.
2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.
3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают коор-динацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.
Предлагаю вниманию родителей пальчиковые игры и упражнения, способст-вующие развитию речи. Давайте поиграем!
Упражнения для кистей:
«Шарик»
Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.
Надуваем быстро шарик –
Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).
«Фонарики»
Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;
Пальцы сжать (фонарики погасли, разжать (фонарики зажглись).
Условно-статические упражнения для пальцев :
«Кошка»
А у кошки
Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты,
Чтобы лучше слышать
Мышь в её норушке.
«Петушок»
Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Динамические упражнения для пальцев :
«Домик»
Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).
Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
«В детский сад»
Сжать пальцы в кулак; поочерёдно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все» широко расставить пальцы в стороны.
Большой палец встал один,
Указательный – за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – ура!
В детский сад идти пара.
4.«Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук».
«Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.
«На лыжах»
На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги. Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5-10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
«Пальчики здороваются»
Исходное положение: сидя на пятках, руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребё нок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно.
«Котёнок кусается»
Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.
Сильно кусает котёнок глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
«Резиночка»
Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром примерно 4-5см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение выполняет сначала в одну, а затем в другую сторону; вначале одной, потом другой рукой.
«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы.
«Прищепки в корзине»
Небольшая корзина. Корзину можно заменить коробкой или любой плоской фигурой из толстого картона. Несколько разноцветных бельевых прище-пок. Сложите в корзину прищепки. Предложите ребенку вынимать прищепки по одной и, взяв каждую тремя пальцами, прикреплять ее на край корзины. Затем игру можно усложнить: прищепки прикреплять в определенной цве-товой последовательности. Прежде чем ребенок приступит к игре, покажите сами, как надо действовать. Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой.
5. Слово-эстафета
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове-эстафете, которое начинается с фразы: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…»
6. Игра «Вопрос-ответ»
В. А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
-Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой?
-Как?
-Как вы играете с пальчиками ваших детей?
-Для чего вы это делаете?
-Поднимите руку те родители, у которых есть необходимая литература, игры, стихи с движениями.
-Сейчас поднимите руку те родители, которые считают, что пальчиковые игры развивают речь, память, пространственное мышление малыша.
-А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, кто дома проводит пальчиковые игры.
-Поднимите руки те родители, которым тема нашей встречи была интересна.
-Ваша реакция показала, что тема нашего собрания актуальна и значима.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и поте-шек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчи-ками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры форми-руют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Минута благодарности, воспитатель просит написать на сердечках свое впечатление о встрече. Воспитатель благодарит родителей за активное участие и желает успехов в воспитании детей.
Воспитатель каждому дает памятку «Как проводить пальчиковую игру»
Памятка для родителей
Как проводить пальчиковую игру?
• Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.
• Для разминки и подготовки к проведению игр предложите крохе пальчиком правой, а затем и левой руки нарисовать круг, линию — вертикальную и горизонтальную. Если игра предполагает движения одной рукой, то постепенно малыш должен научиться выполнять движения пальцев и правой, и левой рукой. Пусть малыш сжимает и разжимает кулачок.
• После такой разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кистей. Покажите малышу, как «рассказывать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. Хорошо, если ребенок сможет придумать новые игры, слова, образы и движения. Выучив одну игру, кроха обязательно постарается инсценировать другие стишки и песенки. Если малыш не выполняет упражнение в точности, а фантазирует, не сердитесь, отнеситесь к этому как к творческому подходу. Если у него плохо получается повторять за вами, помогите ему. При возникновении трудностей можно взять руку ребенка и сделать движение вместе с ним. После заучивания движений можно обходиться только словесным описанием.
• Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь одной-двумя в день. Лучше повторите каждую игру два-три раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным и полезным занятием.
• После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);
• Пальцы следует нагружать равномерно
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Что поможет развить мелкую моторику рук?
Учить ребенка отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в емкость, переворачивать страницы книги, разрывать бумагу
У ребенка обязательно должны быть простейший конструктор и пирамидки.
Рисуйте вместе с малышом карандашами и красками, выкладывайте простейшие мозаики.
Игры с ребёнком на развитие мелкой моторики рук дома:
• работа с раскрасками – штриховка;
• пальчиковая гимнастика – шнуровка;
• игры с конструктором, мозаикой;
• лепка из глины и пластилина;
• нанизывание бус, бисера;
• сматывание цветных ниток в клубочки.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры). Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.