Получи документы

Играем с детьми дома. Учим свистящие и шипящие звуки

Альбина Пигур
Играем с детьми дома. Учим свистящие и шипящие звуки

Правильно выговаривать все звуки речи — та еще задача для современных детей. Однако, и взрослые не сидят на месте и все время придумывают логопедические игры и упражнения на все случаи произношения.

Помимо звуков «л» и «р», у детей часто не получается выговаривать шипящие и свистящие звуки русского языка, такие как: «с»-«з», «ш»-«ж». Отчего так происходит? В логопедии есть такое понятие, как сигматизм, — явление, которое приводит к неправильному произношению звуков «с»-«з», и, конечно же, сигматизм привычно подразделяют на несколько видов:

Публикация «Играем с детьми дома, Учим свистящие и шипящие звуки» размещена в разделах

Межзубный – появляется, когда у ребенка нарушено произношение свистящих и шипящих звуков, и его язычок, при их произнесении просовывается между зубами, создавая шепелявый звук;

Призубный — появляется, когда у ребенка язык придвинут к зубам так, что он мешает свободному проникновению воздушной струи через щель между зубами, что притупляет чистое произношение звуков;

Шипящий – появляется, когда у ребенка наблюдается такое положение речевых органов, которые в итоге дают звук, похожий на «щ»;

Губно-зубной – появляется, когда у ребенка не получается правильно направить воздушную струю для произнесения шипящих и свистящих звуков. В итоге, раздуваются щеки, и вообще ничего не получается;

Боковой — появляется, когда у ребенка речевые органы и воздушная струя используются неправильно, то приводит к странному звуку «льхь».

Свистящие звуки не очень просто поддаются коррекции, но при правильном подходе все получится. Не последнюю роль в этом могут сыграть простые логопедические игры.

Логопедические игры для свистящих звуков [с], [з]

Песенка пылесоса

Ребенок растягивает губы в улыбке, зубки сближает, но не смыкает их, а кончик языка прячет за верхними зубками. А теперь нужно подуть холодной воздушной струей – именно так и получается песенка пылесоса.

Веселый пылесос

Для этой игры может понадобиться игрушечный пылесос или изображение с пылесосом и дорожками для уборки.

Малышу нужно «пропылесосить» все дорожки, при этом исполняя песенку пылесоса (1 игра) без остановки (для этого требуется взять побольше дыхания, а на выдохе начинать петь).

Веселые слова

Игра очень напоминает всеми любимую «Съедобное — несъедобное» и для нее нужен мячик. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит разные слова, где есть звуки «с» и «з», и где их нет. Если есть нужные звуки, то мяч следует поймать, если их нет, то мяч нужно отбить.

Эта игра учит различать в речи слов со звуками «с» и «з», развитие реакции и координации движений.

Сорока и совенок

Для игры нужна картинка с изображением совенка и сороки, листочки дерева, вырезанные из бумаги, на обороте которых имеются картинки продуктов с разными звуками.

Для начала познакомьте ребенка с совенком и сорокой, расскажите о них. Потом покажите малышу изображения на листочках и преложите ему выбрать птичкам те продукты, в названии которых присутствуют звуки «с» и «з». При этом нужно произносить вслух названия этих продуктов.

Сладкоежки

В помощь понадобится картинка с изображением девочки и мальчика либо куклы, вырезанные из плотной бумаги пирожные, на обратной стороне которых много предметов, в чьих названиях есть звуки «с» и «з».

Девочка с мальчиком очень любят пирожные, наша задача — угостить их. При этом требуется произнести название картинки, выговаривая чисто звуки «с» и «з». Если звуки будут звучать неправильно, то пирожные не достанутся детям, и они останутся без сладкого, поэтому нужно очень стараться.

Цветочная поляна

Для этой игры также нужна картинка с изображением двух девочек на полянке, вырезанные из бумаги цветочки, на обратной стороне которых изображены предметы, в чьем названии присутствуют звуки «с» и «з».

Как играть : необходимо помочь девочкам посадить цветочки на полянку, но при этом требуется правильно произнести звуки «с» и «з» в словах, иначе полянка останется некрасивой.

Он-они

Эта игра научит ребенка не только правильно произносить звуки, но и склонять слова. Взрослый начинает, ребенок продолжает. Например: Он закричит, и они закричат.

Он сядет, и они… (сядут).

Он залезет, и они… (залезут).

Он созреют, и они … (созреют).

Он запрыгает, и они … (запрыгают).

Он сорвет, и они … (сорвут).

Он заряжает, и они … (заряжают).

Он слезет, и они … (слезут).

Он зажмет, и они … (зажмут).

Он встанет, и они … (встанут).

Логопедические игры для шипящих звуков [ш], [ж]

А теперь поговорим о шипящих… Шипящие искажаются по причине присутствия у ребенка какого-либо вида сигматизма, дефектов слуха, уздечки языка, неправильной работа губ, сильного напряжения языка. Например, звук «ш» малыш может искажать разными способами:

опускание звука «ш» в речи («Машка»«Мака»);

замена его на звук «т», «ф» или «с» («мишка»«мифка», «мишка»«митка», «мишка»)

Какими бы ни были искажения звуков, все можно поправить при помощи занимательных логопедических игр-упражнений. Вам понадобятся хорошее настроение и терпение. Напоминаем, что заниматься нужно каждый день в утренние часы. Длительность занятий составляет от 20 до 40 минут.

Главное, чему нужно научиться малышу при постановке шипящих звуков, — это делать свой язычок широким и спокойно удерживать его на нижней губе распластанным некоторое время: считая от 5 до 10. Такое положение языка является основным для постановки шипящих.

Конфетка

Эта игра претендует стать самой любимой у ребенка. Для игры предлагаем ребенку представить конфету. Развернуть ее, воображая в руках, и как-бы положить ее себе в рот. Затем ребенок делает сосательные движения во рту, как-будто по-настоящему сосет конфетку. В конце, ее обязательно «проглотить».

Летающая пушинка

Попросите ребенка изобразить улыбку, сделать язычок широким и закрыть им нижнюю губу, потом, как бы произнося звук «ф», подуть на ватку так, чтобы она улетела на дальний край стола.

Сыроежка

Традиционное упражнение «Грибок» — сделать язычок широким, изобразив шляпку грибочка, присосать его к нёбу и удержать на счет от 5 до 10.

Вольный ветер

Снова вооружаемся кусочком ватки. Положить ватку на носик малыша, которому нужно будет научиться ее правильно сдувать. Для этого ребенку следует из язычка сделать «лодочку», т. е. завернуть кончик языка назад, опустив его спинку вниз. Затем кончик языка нужно поместить на верхнюю губу. Из такого положения малышу требуется подуть на ватку-пушинку так, чтобы она взлетела вверх.

Далее следует из похожего положения (только язык малыша должен находиться не на верхней губе, а за передними зубами) подуть уже на кончик языка. Таким образом, и появляются шипящие звуки

Поющая змейка

На листе бумаги предложите ребенку нарисовать тропинку для змейки, а потом «проползти» вместе с ней по этой дорожке, напевая песенку змеи: «ш-ш-ш-ш-ш».

Веселый жучок

Аналогично упражнению выше, малыш рисует путь полета для жучка, а потом «летает» вместе с ним, напевая песенку жучка «ж-ж-ж-ж-ж-ж».

Большой Ух

Задача этой игры — научить ребенка различать звуки на слух. Взрослый читает много слов, а малыш хлопает в ладоши всякий раз, когда слышит шипящие звуки «ш» и «ж».

Веселый попугайчик

Ребенок превращается в попугая! И просто правильно повторяет за взрослым следующие ряды слогов: «жу-жу-жу», «шу-шу-шу», «жа-жа-жа», «ша-ша-ша», «жи-жи-жи», «ши-ши-ши» и другие чистоговорки.

Знайка

Для игры вооружитесь карточками с изображением разных предметов и разноцветными игровыми фишками.

Ребенок выбирает из всех карточек слова, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж», называет их и ставит на них сверху игровые фишки. Если звуки «ш» и «ж» находятся в начале слова, то желтую фишку, если в середине, то зеленую, если в конце – красную.

Продолжаем выполнять логопедические упражнения с ребенком и произносить слова с шипящими звуками, составляем предложения из таких слов, пока навык правильного произношения не закрепится окончательно. При этом не забываем, что развитие ребенка должно быть многогранным! Обязательно гуляйте на свежем воздухе, проводите время вместе, возьмите семейный абонемент в бассейн или сходите в кино. Дарите друг другу побольше позитивных эмоций!

Успехов!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет» Консультация для родителей. «Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»Интересно и эффективно можно.

Консультация для родителей «Учим дома стихи с ребенком» Консультация для родителей "Учим дома стихи с ребенком" Воспитатель: Субботина Татьяна Михайловна Мама с сыном разучивает стихи, читает.

Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки»Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки» В возрасте 3-4 лет у детей должен сформироваться речевой слух,тогда в дальнейшем у него не будет проблем ни с дикцией,ни с правописанием.

Логопедическая игротека «Волшебная избушка. Шипящие звуки» Методические аспекты деятельности учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики шипящих звуков у дошкольников с ОНР Образовательные.

Мастер-класс для родителей «Играем в настольно-печатные игры и закрепляем звуки в речи» Огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе имеет овладение правильной речью. Разнообразные.

Рекомендации для родителей «Играем с детьми дома»Рекомендации для родителей «Играем с детьми дома» Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное.

Сидим дома. Памятка для родителей «Учим детей правильно мыть руки» ко Дню чистоты на МAAMСидим дома. Памятка для родителей «Учим детей правильно мыть руки» ко Дню чистоты на МAAM Уважаемые мамы и папы, в нынешней ситуации – угроза новой вирусной болезни встревожила весь мир, только и разговоров сейчас, именно об.

Сидим дома с пользой. Фотоотчёт «Сидим дома не скучаем, дружно весело играем»Сидим дома с пользой. Фотоотчёт «Сидим дома не скучаем, дружно весело играем» Сидим дома с пользой. Самоизоляция – не повод грустить и скучать! Не знаете, чем занять ребёнка дома? Не обязательно играть на приставке,.

Фотоотчет «Сидим дома с пользой. Не скучаем. Звуки [С] и [З] изучаем»Фотоотчет «Сидим дома с пользой. Не скучаем. Звуки [С] и [З] изучаем» Не смотря на режим самоизоляции мы продолжить обучение по образовательной программе группы. А так как в группе есть дети, которым необходима.

Видео «Сидим дома, учим стихи»Видео «Сидим дома, учим стихи» Татьяна Лаврова "Праздник Победы" читает Авраменко Забава В славный праздник – День Победы, Я спешу поздравить деда. Он вояка храбрый,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Играем с детьми дома. Учим свистящие и шипящие звуки
Опубликовано: 21 апреля 2021 в 09:13
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД