МААМ-картинки

«Играем в геометрию» (10 фото)

Володина Светлана Александровна
«Играем в геометрию»

«Играем в геометрию» с детьми дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна

Геометрия всегда считалась сложной наукой. И нередко, даже тем, кто любит математику с детства, позже, в школьные годы, геометрия дается с трудом.

Публикация «„Играем в геометрию“» размещена в разделах

Геометрия – наука, изучающая формы, размеры и взаимное расположение фигур. Собственно, эти три области я и стараюсь охватить в своей работе:

- дать представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, шар, прямая и так далее);

- научить ориентироваться в размерах этих фигур (большая, маленькая, больше, меньше, выше, длиннее) и их взаимном расположении.

Для чего же нужна эта наука маленькому ребенку? Чем она может быть полезна?

Первое, и самое важное, геометрия развивает абстрактное и пространственное мышление. Абстрактное мышление, присущее только человеку, позволит ребенку освоить буквы и цифры, решать уравнения с неизвестными. Позже, абстрактное мышление позволит шагнуть за границу норм и правил, совершить новые открытия, находить неожиданные решения различных проблем. Помимо всего прочего, геометрия формирует умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное, помогает воспитывать настойчивость и целеустремленность личности.

Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра, и именно на данный вид деятельности я опираюсь при формировании геометрических представлений у детей.

Игра является постоянной спутницей детства, посредством которой он органично развивается и познает. Она пронизывает всю жизнь ребят, и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.

Основные игры, которые я использую для формирования геометрических представлений в своей профессиональной деятельности:

Первое: геометрические, математические и логические настольно-печатные игры.

Второе: игры со счетными палочками

1) задачи на построение простых и сложных фигур;

2) задачи на преобразование фигур (добавь / убери палочки).

«Играем в геометрию»
Фото №1 Играем в геометрию с детьми дошкольного возраста Подготовила воспитатель МАДОУ г

Третье: игры-головоломки

Основным правилом классических головоломок является то, что для построения изображения должны использоваться все входящие в комплект детали. Но поскольку для 4-5-летнего ребенка такая задача чаще всего оказывается непосильной, начинать освоение игры лучше с варианта использования головоломки в качестве геометрической мозаики.

Игра-головоломка «танграм».

«Танграм» часто называют «головоломкой из картона» или «геометрическим конструктором». Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Я выделила три этапа работы с этой игрой.

1 этап – составление фигуры из 2-3 элементов. Например, из двух треугольников можно составить квадрат.

2 этап – складывание фигурок по заданному примеру из всех семи элементов.

3 этап – воссоздание фигур по образцам-контурам.

Фото №2 Великий Новгород Володина Светлана Александровна Фото №3 Геометрические фигуры и формы Геометрия всегда считалась сложной наукой

Монгольская игра.

Эта игра очень похожа на «Танграм», только состоит она не из семи частей, а из одиннадцати, а значит немного более сложная.

Колумбово яйцо – это плоское изображение яйца, разделенное на 10 частей.

Четвертое: развивающие игры Никитиных. Я в своей работе использую игру «Сложи узор». Эта игра – одна из популярнейших в нашей стране, описана в системе развития и воспитания детей дошкольного возраста супругами Никитиными. Она состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры.

В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры, каких еще нет в книге, то есть выполнять уже творческую работу.

Пятое: «Математический планшет»

Впервые в литературе этот дидактический материал упоминается под названием «Геоборд» Калебом Гаттенго в 50-е годы 20 века. По мнению Гаттенго дает ребенку возможность на чувственном опыте освоить некоторые базовые концепции геометрии: площадь, фигура, развивать интуитивное и дедуктивное мышление, получать представление о симметрии, трансформации размера, формы.

Игровое поле – пластиковый планшет с выступающими колышками, расположенными с одинаковыми промежутками по горизонтали и вертикали, за которые можно цеплять входящие в набор резинки и «рисовать фигуры». Сетка колышков с промежутками с одной стороны игрового поля 5х5. С обратной стороны колышки расположены по окружности. Размер 15х15 см.

Новый дизайн пособия (два в одном) расширяет обучающие возможности планшета (знакомство с часами, деление целого на части). Эти планшеты могут прочно соединяться между собой.

Объединенные планшеты удобны для совместных игр детей.

Фото №4 И нередко даже тем кто любит

Шестое: Палочки Кюизенера

Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом.

В классическом наборе 10 призм длиной от 1 до 10 см.

Палочки одинаковой длины одного цвета.

Белая палочка - 1 см

Красная палочка - 2 см

Светло-зеленая палочка - 3 см

Сиреневая палочка - 4 см

Желтая палочка - 5 см

Темно-зеленая палочка - 6 см

Черная палочка - 8 см

Синяя палочка - 9 см

Оранжевая палочка - 10 см

Палочки объединены в семьи. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью», (2 – розовый, 4 – красный, 8 – вишневый цвет, 3, 6, 9 –«синюю семью» (голубой – 3, фиолетовый – 6, синий – 9). «Семейство «желтых» составляют числа кратные 5: 5 – желтый и 10 – оранжевый. Класс черных чисел образует число 7, класс белых – 1. Они составляют собственную семью.

Знакомство с палочками:

1) выбрать 10 палочек разного цвета;

2) разложить выбранные палочки по длине от самой короткой до самой длинной и наоборот;

3) убедиться, что все палочки одного цвета одинаковые по длине;

4) разделение палочек на семьи.

Можно выделить три этапа работы с материалом:

С детьми 3-4 лет:

- выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: стул, домик, цветочек;

- сравнение палочек по длине, высоте, количеству (много / мало);

- ориентировка на листе бумаги (в середине – красная, справа – желтая);

- сюжеты: строим мостик через речку, заборчики, укладываем конфетки в коробку.

С детьми 4-7 лет:

- упражнение в плоскостном и объемном моделировании с акцентом на развитии творческих способностей, фантазии;

- исследовательская деятельность при знакомство с палочками;

- использование палочек для освоения количественного и порядкового счета, сравнение по длине с использованием знаков «больше», «меньше», «равно», «не равно», арифметических действий, натурального ряда чисел, состава числа из единиц, из двух меньших, составления задач по моделям, образование чисел второго десятка, кодирования и декодирования (цвет и число, моделирования многоугольников, ориентировки на плоскости и др.

Седьмое: блоки Дьенеша

Данная игра разработана венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов толщины (толстые

и тонкие фигуры).

Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Варианты игр:

1) Простые задания на знакомство с игрой: найди все фигуры, такие же по цвету, форме; найди не такие фигуры.

2) Игра «цепочка» от произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную цепочку так, чтобы:

- рядом не было фигур одинаковой формы, одинакового цвета;

- чтобы рядом не было фигур одинаковых по цвету и форме;

- чтобы рядом были фигуры одинаковой формы, но разного цвета.

3) Игра «Раздели фигуры»

Разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры;

- чтобы зайцу достались большие;

Более сложный вариант:

- у мишки все треугольники, а у зайки – все большие;

- у мишки все некруглые, а у зайки – все желтые.

Самый сложный:

Разделить фигуры между Чебурашкой, Буратино и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у незнайки – Большие.

Какие фигуры достались только Буратино (круглые, нежелтые, маленькие).

Какие фигуры оказались ничьи (большие, некруглые, нежелтые).

4) Игра «Домино».

До 4 человек. Фигуры делятся пополам. Каждый поочередно делает свой ход.

- фигурами другого цвета;

- фигурами такого же цвета, но другого размера;

5) Игры с обручами.

Ведущий показывает два обруча: красный и синий, располагает их на ковре. Выяснить какая область находится внутри красного обруча, синего; внутри обоих обручей. Затем ребенку предлагается встать внутрь красного обруча, внутрь синего, внутрь обоих.

Задание: расположить блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного – все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части обручей.

Игры и дидактические пособия по ФЭМП математику с детства позже в школьные годы Геометрические фигуры Игры дидактические пособия геометрия дается с трудом Публикация Играем в геометрию размещена в разделах Геометрические фигуры и формы Геометрические фигуры Игры дидактические пособия Игры для детей Математика

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект «Путешествие в страну Геометрию» Путешествие в страну Геометрию. Точки. Программное содержание: Задачи. Воспитательные: Формирование у детей сотрудничества, взаимодействия.

Конспект НОД «Путешествие в страну геометрию» Конспект НОД по образовательной области «Познание» раздел «Формирование элементарных математических представлений в средней группе» Интеграция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Играем в геометрию»
Опубликовано: 15 мая 2015 в 14:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД