Светлана
«Игровая мастерская» как средство развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема выступления: «Игровая мастерская», как средство развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста».
«Без работы воображения не обходится ни один, даже начальный момент творчества».
К. С. Станиславский.
Публикация «„Игровая мастерская“ как средство развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Современному обществу требуются люди, обладающие нестандартным мышлением, творческие и способные к личностному росту. Ведь творческая личность легче адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни и производства, способна определить направления своей деятельности, найти оригинальные решения.
Поэтому, одним из главных в направлении работы с детьми для меня стал вопрос о воображении и творчестве, развитии этого воображения и творчества у детей и о значении творческой работы для общего развития и становления ребенка. В детском возрасте потребность в творчестве реализуется в игре, всякого рода импровизациях, рисунках.
Наверное, каждый педагог когда-нибудь изготавливал игры для детей своими руками. Так и я, чтобы увлечь детей своей группы, придумывала разные игры, в которые мы вместе играли. Некоторые игры очень нравились детям, играя в них, они начинали придумывать свои варианты и предлагали мне добавить некоторые детали, внести новых персонажей.
Я предложила детям самостоятельно изготовить новые детали для игр. Так и возникла в нашей группе «Игровая мастерская», в которой, играя в какую-нибудь игру, ребенок может создавать определенные образы, с помощью различных материалов, то есть «мастерить».
Основной задачей «Игровой мастерской» является расширение и обогащение игровой деятельности дошкольников. Основой для игровой мастерской я взяла дидактические игры, потому что именно они имеют большое значение для обогащения творческих игр. Чтобы осуществить комплексный подход в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста, я реализую в дидактических играх программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением и интересом стремились познавать много нового, и при этом могли бы принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения.
Я хочу представить вашему вниманию несколько дидактических игр, изготовленных мною с помощью подручных средств, а также варианты игры, предложенные детьми.
Дидактическая игра «Геометрическое лото».
Дидактическая задача: освоение умений выделять различные геометрические формы и их местоположение.
Правила игры: определить геометрические фигуры, их цвет и пространственное расположение.
Игровые действия : детям раздают «карточки», с вырезанными геометрическими фигурами. Карточки различаются расположением фигур и цветом. Ребёнок берёт фигуру, говорит её название и цвет, определяет её местоположение и кладёт её на карточку.
Играя в эту игру, дети предложили мне ещё один вариант: составить различные предметы из геометрических фигур (домики, машинки, башенки и т. д.). Благодаря этому, игра трансформируется в конструктивную деятельность.
Материал: губчатые салфетки.
Дидактическая игра «Составь картинку».
Дидактическая задача: обучение ребёнка работе со схемами, развитие логики и образного мышления, воспитание усидчивости и внимательности.
Правила игры: рассмотреть внимательно образец и воспроизвести расположение фигур по схеме.
Игровые действия : ребёнок рассматривает схематический образец рисунка, считает трубочки, определяет их расположение. Создает рисунок в соответствии со схематичными данными.
Эта игра заинтересовала детей. Когда они её освоили, то предложили другие варианты схематических рисунков. Сказали, что можно составить узоры не только из трубочек, но и из камней, палочек. Благодаря этому, игра превратилась в игру с природными материалами, что сделало её ещё интереснее.
Материал: трубочки, схемы рисунков.
Дидактическая игра: «Составь фоторобот».
Дидактическая задача: развитие воображения, умение составлять лицо человека из деталей (глаза, рот, брови, губы, волосы и т. д.). Соотношение внешнего сходства и различия мальчика от девочки.
Правила игры: составить по описанию лицо человека.
Игровые действия : воспитатель даёт задание ребёнку составить фоторобот мальчика или девочки. Описывает, как человек выглядит, в каком настроении был, цвет глаз, волос и т. д. Ребёнок по описанию должен составить его портрет.
Эта игра очень понравилась детям, и они предложили сделать дополнительные детали (косички, бантики, шляпы). После освоения этой игры, дети создали свои игры, где придумали персонажам имена, говорили за них, создали свой игровой сюжет.
Материал: вырезанные из бумаги детали лица и различные аксессуары.
С помощью созданных игр, у детей развиваются творческие способности, мышление и воображение.
Вывод: Дидактические игры содержат в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Они могут использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка. С помощью «игровой мастерской», у детей появилась возможность для творчества, практики, экспериментирования, развития основных навыков и понятийного мышления.
Поэтому, я советую организовать свою «игровую мастерскую», чтобы удовлетворить познавательные интересы детей и принести радость в совместном творчестве.
Литература:
1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»;
М. : Просвещение, 1991г.
2. Шуть Н. Н. «Волшебные ключи игромастера»; М. : Обруч, 2013г.
3. Бабенкова Е. А, Параничева Т. М «Подвижные игры на прогулке»;
М. : ТЦ Сфера, 2015г.
4. Интернет-ресурсы.