Мила Коровянская
Игровые распевки для детей в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное искусство - яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребёнка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим "языком", своей " речью". Важно не просто научить ребёнка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку, чутко воспринимать её. Музыка и связанная с нею деятельность, могут и должны вызвать в ребёнке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности, " рассуждать в ней" (термин Д. Б. Кабалевского). В этом эстетический аспект музыкального воспитания, и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребёнка.
Публикация «Игровые распевки для детей в ДОО» размещена в разделах
Б. М. Теплов отмечает, что в восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям. Установлено, что у ребёнка дошкольного возраста всплески эмоций внешне выражены ярче, чем у взрослых. Музыкальное произведение, даже совсем небольшое, может быть оценено ребёнком на основе одних эмоций - без осознания того, что в нём выражено. Но, "… если ребёнок высказывает свои впечатления о музыке, пытается рассуждать, делать первые попытки анализа, - он способен глубже её прочувствовать и познать, особенно если его заинтересовал предмет музыкального разговора", - замечает Б. М. Теплов.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ ОБЪЕДИНЯЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МУЗЫКЕ.
Ребёнок, воспринимая музыку, сначала интуитивно, а затем осознанно, оценивает её. Возникают сравнения и ассоциации, первые выводы и обобщения, мобилизуется внимание, т. е. происходит интенсивное умственное, познавательное развитие ребёнка. Дети получают разнообразные сведения о музыке, о её законах, музыкальной грамоте, композиторах и эпохах и т. д., при этом они "учатся, получая удовольствие. И разве не в этом наша основная цель?. "пишет Д. Б. Кабалевский.
Именно в этом и состоит задача данного учебно- методического пособия: сделать процесс обучения занимательным и интересным.
В целом на музыкальном занятии применяется целый комплекс
методов, которые усложняются в зависимости от поставленных задач и возрастных возможностей детей. Если вначале чаще применяются приёмы, предусматривающие действия по показу, то постепенно детей подводят к самостоятельным, творческим действиям. Но как сделать так, чтобы детям было всегда интересно?
Целостный подход к музыкальному воспитанию предполагает развитие специальных музыкальных способностей:
мелодический, звуковысотный слух, ритмический слух, чувство лада;
выразительные интонации в пении; мимику и движения в инсценировании;
освоение ритмических и танцевальных движений;
элементы творчества в исполнительской и продуктивной музыкальной деятельности;
оценку качества исполнения собой и товарищем.
Но процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален. Выполнение одних и тех же заданий в разной степени стимулирует того или иного ребёнка. Для одних эти задания доступны, для других сложны. Именно поэтому необходим дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми. И чем интересней, наглядней и образней будут эти приёмы, тем успешнее обучение.
Н. А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: " Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально - слуховые представления звуковысотных отношений".
В данном пособии сделана попытка проанализировать и отыскать пути, которые действенно могут помочь развитию именно этих музыкальных способностей детей.
Песенный репертуар включает в себя два аспекта:
упражнения для развития певческого голоса и слуха;
песни для различных видов музыкальной деятельности.
Целью певческих упражнений, т. е. распевания является развитие певческой техники и музыкального слуха. " Каждое упражнение имеет свою ясную узкую задачу: развитие дикции, дыхания, диапазона, чистого интонирования, но решается на основе всего комплекса навыков. Эта работа обязательно должна быть системной и постоянной",- этому учит нас Н. А. Ветлугина, об этом пишет в своих работах А. И. Катинене. Эти утверждения абсолютно верны, но набор и репертуар этих упражнений относительно невелик, а наша творческая профессия стимулирует нас искать всё новые и новые формы обучения.
Толчком для поиска послужили слова Н. А. Ветлугиной: "Применение зрительной наглядности, включающей и пространственные представления /выше - ниже, длиннее - короче/, помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношение звуков по высоте и длительности". Эти слова должны быть верны как для музыкально-дидактических игр, так и для распевания, пения, слушания и движений!
"Образная игровая форма позволяет поддерживать у детей интерес к любому виду музыкальной деятельности, осуществлять её более успешно и свободно", - отмечают Л. Н. Комисарова и Э. П. Костина. Музыка может быть подобрана так интересно и образно, что объяснит всё сама, без скучных монологов-пояснений. Ведь даже в усвоении музыкально-ритмических движений, развитии чувства ритма, музыка и наглядность в образной форме может оказать неоценимую услугу!
Помимо чувства ритма, в музыкально-ритмической деятельности отрабатывается тонкое восприятие образов, координация слухового и двигательного анализаторов, развивается выразительность движений в танце, хороводе, при передаче музыкально- игрового образа. Б. М. Теплов пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка в её образном проявлении.
Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях; развивать творческие способности, при- думывать игровой образ, персонаж и "свой" танец – вот цель обучения ритмике. Но как долог путь к этой вершине, и каким образом достичь её? Может быть через игру, через ту же наглядность в об- разной форме?
От простого - к сложному: от детских кукол - к образам сказочных персонажей и образам фантазии и природы! Такой должна быть динамика развития детского творческого самовыражения!
"Детское исполнительство требует определё нных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное - чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности.
Все упражнения, которые даются для овладения определён-
ными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей", - эти слова Н. А. Ветлугиной должны быть девизом и руководством к действию для всех, кто работает с детьми.
Какова же роль взрослого в детском творческом процессе? А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считают нужным разумное влияние педагогов. Если взрослый разовьёт в ребёнке навыки исполнительства и положительно оценит то, что ребёнок сочинил или придумал, такое вмешательство только поощряет к творчеству.
Н. А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а взаимно обогащают друг друга. В творческих проявлениях ребёнок эмоционально, непосредственно применяет то, что усвоил в процессе обучения.
"Пусть дети как можно больше и разнообразнее проявляют себя, пусть это будет синтез актёрства и пластики, пения и танца, всё это есть самовыражение, саморазвитие и только в гармонии искусств возможен рост души, надо только умно и тонко помочь понять, рассудить и воплотить задуманную фантазию ребёнка,
а он пусть сам реализует её по своему убеждению", - утверждает Д. Б. Кабалевский. О. П. Радынова в своих научных рассуждениях убеждает нас, что занимательное обучение, в свою очередь, обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.
" Интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом",- пишет О. П. Радынова. Так, пение может перейти в инсценирование; оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, распевка может стать зачином для музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или песен- ное творчество! Такие варианты придают живость, непосредственность занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии.
В музыкальном воспитании не должно быть пробелов, но каждый раздел должен быть интересен и захватывающ для ребёнка, тогда его познавательный интерес и творческие проявления будут расти с каждым новым музыкальным занятием, которое останется для многих детей самым любимым, потому что на нё м можно быть: и певцами, и танцорами, и актёрами, и музыкантами, и композиторами - да всеми сразу!
Стоит помнить, что цветок растёт, пока мы поим и холим его, говорим с ним, вкладываем свою душу, стоит же нам отнестись к нему механически, без эмоций, и, (почему-то, цветок теряет свою живость, как будто чувствует, что вы потеряли к нему интерес… Также и в работе с детьми. Пока мы горим сами, пока детям с нами интересно - результат возникает как по волшебству. Но если мы остываем к работе и не создаём атмосферу сказки и фантазии, не поддерживаем желания у детей познать новое и реализовать себя… "скука и паутина опутают эту страну" - так говорится в одной на- шей выпускной сказке.
Серой краской радугу не нарисуешь…
Как говорил Маленький Принц: " За розой надо ухаживать и поливать её каждый день, иначе она просто завянет…"
На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные музыкальные способности детей. Но, пожалуй, самое трудное для музыкального руководителя – развить у ребёнка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать, а это возможно только при условии систематических, а не от случая к случаю, занятий и использования конкретных, результативных методических приёмов. С самого раннего детства нужно подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех видах музыкальной деятельности.
Очень помогают в этом всем известные музыкально-дидактические игры по принципу «высоко-низко», «большой – маленький» (младший возраст, при этом необходимо, чтобы раздаточный материал существовал на каждого ребёнка, что обеспечивает одно- временно и индивидуальный, и фронтальный опрос детей; выявляя детское непонимание в этом вопросе и возможность обучения на индивидуальных занятиях.
А в старшем возрасте дети учатся слушать звуки и по вертикали и по горизонтали, то есть выкладывать на фланелеграфах одновременно ритмический рисунок в сочетании со звуковысотностью. Это далеко не просто, но очень интересно детям.
Исходя из дефицита времени, и, учитывая желание всех детей заниматься музыкально-дидактическими играми, мы в нашем детском саду сделали индивидуальные фланелеграфы, размером с альбомный лист, с разнообразным набором дидактического материала в их кармашках на каждого ребёнка. Это приносит детям неподдельную радость обучения и возможность музыкальному руководителю и воспитателю проверить успехи в освоении знаний не одного, двух, а сразу всех детей. Игровой дидактический материал весьма разнообразен: это большие и маленькие ёлочки, цветочки,
звёздочки, мячики, фрукты, геометрические фигуры, игрушки и т. д., что только увеличивает детский, познавательный интерес к этому виду занятий.
Обучение пению невозможно без восприятия музыки. Ведь умение различать музыку по характеру, высоте, настроению, образности, которое так необходимо в правильном и красивом пении, развивается именно через этот раздел музыкального воспитания.
В разделе «Восприятие музыки» с первой младшей группы
на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации к музыке.
Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т. д., при этом необходимо делать акцент на то, что только высокая музыка позовёт к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут медвежонок, тигрёнок, машина и т. д. В старших группах дети к ус- лышанной музыке сочиняют целые пейзажи, зарисовки, подбирают героев и сюжеты сказок.
Теоретическое и слуховое распознавание высоких, средних звуков очень важно закреплять на практике голосом, для этого и существует раздел «Распевание» музыкального занятия.
Как правило, детям и их наставникам очень нравится петь. А распеваться?
Ведя диалог с детьми, мы выясняем: может ли спортсмен до- биться рекорда, если он не будет тренироваться?; сможет ли без подготовки лётчик поднять в небо самолёт?; сможет ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос?
Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы остальное!
Всё это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим уп- ражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом.
Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинно- следственные связи.
Всё дело в том, что раздел "распевание"- это "белое пятно" в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Все мы вы- росли на "Музыкальном букваре" Н. А. Ветлугиной, и огромное ей спасибо за эти упражнения. Но время не стоит на месте, и наша творческая работа подсказывает нам новые пути и подходы в обучении детей пению расширению репертуара и в этом виде деятельности.
Ведь почему наши дети не любят раздел "распевание"?Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно. А как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на одной ноте практически не обучают этому, т. е. смысл распевания, как такового, пропадает!
Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики", "Качели", "Бубенчики" и т д. Н. А. Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду!
Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Давайте поговорим и порассуждаем об этом. Может быть, вспомнить о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть? Так не воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным?
Нетрудно прийти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат. Вот почему мы придумали «Игровое распевание».
Цели и задачи.
Принцип игрового распевания : образное контрастное интонирование, где ребенок поет за двух контрастных персонажей, тем самым обучаясь переводить голос из среднего регистра в высокий в каждой распевке. Я взяла знакомые и понятные детям сюжеты, ге- роев сказок или образные зарисовки включающие в себя два об- раза, придумала для них несложный текст и мелодию из двух му- зыкальных фраз в двух регистрах: среднем и высоком.
Наглядность и образность этих картинок помогает детям оз вучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.
Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные
детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в
пределах квинты. Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие
ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?
Задачи игрового распевания :
1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно должно пробуждать образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т. е чистое интонирование.
2. Формировать самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
3. Отрабатывать дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
4. Совершенствовать творческие способности детей, вырази- тельность исполнения песен, зарождая навыки театральной дея- тельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей. Такое обыгранное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего пол- минуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с использованием атрибутов. Так, распевка "Дюймовочка и жук" может быть исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет образно обыгран этюдом: мальчики-жуки пригласят девочек- дюймовочек на танец, спев свои партии в разных регистрах. А распевки : "Лиса и воробей", "Кот и мышка" и т. д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки "Грибы", "На лесной поляне" логически и гармонично перетекут в музицирование и т. д.