Приложение МААМ

Игровые распевки для детей в ДОО (5 фото)

Мила Коровянская
Игровые распевки для детей в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальное искусство - яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребёнка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим "языком", своей " речью". Важно не просто научить ребёнка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку, чутко воспринимать её. Музыка и связанная с нею деятельность, могут и должны вызвать в ребёнке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности, " рассуждать в ней" (термин Д. Б. Кабалевского). В этом эстетический аспект музыкального воспитания, и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребёнка.

Публикация «Игровые распевки для детей в ДОО» размещена в разделах

Б. М. Теплов отмечает, что в восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям. Установлено, что у ребёнка дошкольного возраста всплески эмоций внешне выражены ярче, чем у взрослых. Музыкальное произведение, даже совсем небольшое, может быть оценено ребёнком на основе одних эмоций - без осознания того, что в нём выражено. Но, "… если ребёнок высказывает свои впечатления о музыке, пытается рассуждать, делать первые попытки анализа, - он способен глубже её прочувствовать и познать, особенно если его заинтересовал предмет музыкального разговора", - замечает Б. М. Теплов.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ ОБЪЕДИНЯЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МУЗЫКЕ.

Ребёнок, воспринимая музыку, сначала интуитивно, а затем осознанно, оценивает её. Возникают сравнения и ассоциации, первые выводы и обобщения, мобилизуется внимание, т. е. происходит интенсивное умственное, познавательное развитие ребёнка. Дети получают разнообразные сведения о музыке, о её законах, музыкальной грамоте, композиторах и эпохах и т. д., при этом они "учатся, получая удовольствие. И разве не в этом наша основная цель?. "пишет Д. Б. Кабалевский.

Именно в этом и состоит задача данного учебно- методического пособия: сделать процесс обучения занимательным и интересным.

В целом на музыкальном занятии применяется целый комплекс

методов, которые усложняются в зависимости от поставленных задач и возрастных возможностей детей. Если вначале чаще применяются приёмы, предусматривающие действия по показу, то постепенно детей подводят к самостоятельным, творческим действиям. Но как сделать так, чтобы детям было всегда интересно?

Целостный подход к музыкальному воспитанию предполагает развитие специальных музыкальных способностей:

мелодический, звуковысотный слух, ритмический слух, чувство лада;

выразительные интонации в пении; мимику и движения в инсценировании;

освоение ритмических и танцевальных движений;

элементы творчества в исполнительской и продуктивной музыкальной деятельности;

оценку качества исполнения собой и товарищем.

Но процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален. Выполнение одних и тех же заданий в разной степени стимулирует того или иного ребёнка. Для одних эти задания доступны, для других сложны. Именно поэтому необходим дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми. И чем интересней, наглядней и образней будут эти приёмы, тем успешнее обучение.

Н. А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: " Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально - слуховые представления звуковысотных отношений".

В данном пособии сделана попытка проанализировать и отыскать пути, которые действенно могут помочь развитию именно этих музыкальных способностей детей.

Песенный репертуар включает в себя два аспекта:

упражнения для развития певческого голоса и слуха;

песни для различных видов музыкальной деятельности.

Целью певческих упражнений, т. е. распевания является развитие певческой техники и музыкального слуха. " Каждое упражнение имеет свою ясную узкую задачу: развитие дикции, дыхания, диапазона, чистого интонирования, но решается на основе всего комплекса навыков. Эта работа обязательно должна быть системной и постоянной",- этому учит нас Н. А. Ветлугина, об этом пишет в своих работах А. И. Катинене. Эти утверждения абсолютно верны, но набор и репертуар этих упражнений относительно невелик, а наша творческая профессия стимулирует нас искать всё новые и новые формы обучения.

Толчком для поиска послужили слова Н. А. Ветлугиной: "Применение зрительной наглядности, включающей и пространственные представления /выше - ниже, длиннее - короче/, помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношение звуков по высоте и длительности". Эти слова должны быть верны как для музыкально-дидактических игр, так и для распевания, пения, слушания и движений!

"Образная игровая форма позволяет поддерживать у детей интерес к любому виду музыкальной деятельности, осуществлять её более успешно и свободно", - отмечают Л. Н. Комисарова и Э. П. Костина. Музыка может быть подобрана так интересно и образно, что объяснит всё сама, без скучных монологов-пояснений. Ведь даже в усвоении музыкально-ритмических движений, развитии чувства ритма, музыка и наглядность в образной форме может оказать неоценимую услугу!

Помимо чувства ритма, в музыкально-ритмической деятельности отрабатывается тонкое восприятие образов, координация слухового и двигательного анализаторов, развивается выразительность движений в танце, хороводе, при передаче музыкально- игрового образа. Б. М. Теплов пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка в её образном проявлении.

Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях; развивать творческие способности, при- думывать игровой образ, персонаж и "свой" танец – вот цель обучения ритмике. Но как долог путь к этой вершине, и каким образом достичь её? Может быть через игру, через ту же наглядность в об- разной форме?

От простого - к сложному: от детских кукол - к образам сказочных персонажей и образам фантазии и природы! Такой должна быть динамика развития детского творческого самовыражения!

"Детское исполнительство требует определё нных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное - чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности.

Все упражнения, которые даются для овладения определён-

ными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей", - эти слова Н. А. Ветлугиной должны быть девизом и руководством к действию для всех, кто работает с детьми.

Какова же роль взрослого в детском творческом процессе? А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считают нужным разумное влияние педагогов. Если взрослый разовьёт в ребёнке навыки исполнительства и положительно оценит то, что ребёнок сочинил или придумал, такое вмешательство только поощряет к творчеству.

Н. А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а взаимно обогащают друг друга. В творческих проявлениях ребёнок эмоционально, непосредственно применяет то, что усвоил в процессе обучения.

"Пусть дети как можно больше и разнообразнее проявляют себя, пусть это будет синтез актёрства и пластики, пения и танца, всё это есть самовыражение, саморазвитие и только в гармонии искусств возможен рост души, надо только умно и тонко помочь понять, рассудить и воплотить задуманную фантазию ребёнка,

а он пусть сам реализует её по своему убеждению", - утверждает Д. Б. Кабалевский. О. П. Радынова в своих научных рассуждениях убеждает нас, что занимательное обучение, в свою очередь, обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

" Интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом",- пишет О. П. Радынова. Так, пение может перейти в инсценирование; оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, распевка может стать зачином для музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или песен- ное творчество! Такие варианты придают живость, непосредственность занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии.

В музыкальном воспитании не должно быть пробелов, но каждый раздел должен быть интересен и захватывающ для ребёнка, тогда его познавательный интерес и творческие проявления будут расти с каждым новым музыкальным занятием, которое останется для многих детей самым любимым, потому что на нё м можно быть: и певцами, и танцорами, и актёрами, и музыкантами, и композиторами - да всеми сразу!

Стоит помнить, что цветок растёт, пока мы поим и холим его, говорим с ним, вкладываем свою душу, стоит же нам отнестись к нему механически, без эмоций, и, (почему-то, цветок теряет свою живость, как будто чувствует, что вы потеряли к нему интерес… Также и в работе с детьми. Пока мы горим сами, пока детям с нами интересно - результат возникает как по волшебству. Но если мы остываем к работе и не создаём атмосферу сказки и фантазии, не поддерживаем желания у детей познать новое и реализовать себя… "скука и паутина опутают эту страну" - так говорится в одной на- шей выпускной сказке.

Серой краской радугу не нарисуешь…

Как говорил Маленький Принц: " За розой надо ухаживать и поливать её каждый день, иначе она просто завянет…"

На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные музыкальные способности детей. Но, пожалуй, самое трудное для музыкального руководителя – развить у ребёнка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать, а это возможно только при условии систематических, а не от случая к случаю, занятий и использования конкретных, результативных методических приёмов. С самого раннего детства нужно подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех видах музыкальной деятельности.

Очень помогают в этом всем известные музыкально-дидактические игры по принципу «высоко-низко», «большой – маленький» (младший возраст, при этом необходимо, чтобы раздаточный материал существовал на каждого ребёнка, что обеспечивает одно- временно и индивидуальный, и фронтальный опрос детей; выявляя детское непонимание в этом вопросе и возможность обучения на индивидуальных занятиях.

А в старшем возрасте дети учатся слушать звуки и по вертикали и по горизонтали, то есть выкладывать на фланелеграфах одновременно ритмический рисунок в сочетании со звуковысотностью. Это далеко не просто, но очень интересно детям.

Исходя из дефицита времени, и, учитывая желание всех детей заниматься музыкально-дидактическими играми, мы в нашем детском саду сделали индивидуальные фланелеграфы, размером с альбомный лист, с разнообразным набором дидактического материала в их кармашках на каждого ребёнка. Это приносит детям неподдельную радость обучения и возможность музыкальному руководителю и воспитателю проверить успехи в освоении знаний не одного, двух, а сразу всех детей. Игровой дидактический материал весьма разнообразен: это большие и маленькие ёлочки, цветочки,

звёздочки, мячики, фрукты, геометрические фигуры, игрушки и т. д., что только увеличивает детский, познавательный интерес к этому виду занятий.

Обучение пению невозможно без восприятия музыки. Ведь умение различать музыку по характеру, высоте, настроению, образности, которое так необходимо в правильном и красивом пении, развивается именно через этот раздел музыкального воспитания.

В разделе «Восприятие музыки» с первой младшей группы

на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации к музыке.

Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т. д., при этом необходимо делать акцент на то, что только высокая музыка позовёт к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут медвежонок, тигрёнок, машина и т. д. В старших группах дети к ус- лышанной музыке сочиняют целые пейзажи, зарисовки, подбирают героев и сюжеты сказок.

Теоретическое и слуховое распознавание высоких, средних звуков очень важно закреплять на практике голосом, для этого и существует раздел «Распевание» музыкального занятия.

Как правило, детям и их наставникам очень нравится петь. А распеваться?

Ведя диалог с детьми, мы выясняем: может ли спортсмен до- биться рекорда, если он не будет тренироваться?; сможет ли без подготовки лётчик поднять в небо самолёт?; сможет ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос?

Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы остальное!

Всё это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим уп- ражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом.

Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинно- следственные связи.

Всё дело в том, что раздел "распевание"- это "белое пятно" в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Все мы вы- росли на "Музыкальном букваре" Н. А. Ветлугиной, и огромное ей спасибо за эти упражнения. Но время не стоит на месте, и наша творческая работа подсказывает нам новые пути и подходы в обучении детей пению расширению репертуара и в этом виде деятельности.

Ведь почему наши дети не любят раздел "распевание"?Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно. А как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на одной ноте практически не обучают этому, т. е. смысл распевания, как такового, пропадает!

Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики", "Качели", "Бубенчики" и т д. Н. А. Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду!

Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Давайте поговорим и порассуждаем об этом. Может быть, вспомнить о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть? Так не воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным?

Нетрудно прийти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат. Вот почему мы придумали «Игровое распевание».

Цели и задачи.

Принцип игрового распевания : образное контрастное интонирование, где ребенок поет за двух контрастных персонажей, тем самым обучаясь переводить голос из среднего регистра в высокий в каждой распевке. Я взяла знакомые и понятные детям сюжеты, ге- роев сказок или образные зарисовки включающие в себя два об- раза, придумала для них несложный текст и мелодию из двух му- зыкальных фраз в двух регистрах: среднем и высоком.

Наглядность и образность этих картинок помогает детям оз вучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.

Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные

детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в

пределах квинты. Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие

ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?

Задачи игрового распевания :

1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно должно пробуждать образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т. е чистое интонирование.

2. Формировать самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;

3. Отрабатывать дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

4. Совершенствовать творческие способности детей, вырази- тельность исполнения песен, зарождая навыки театральной дея- тельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей. Такое обыгранное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего пол- минуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с использованием атрибутов. Так, распевка "Дюймовочка и жук" может быть исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет образно обыгран этюдом: мальчики-жуки пригласят девочек- дюймовочек на танец, спев свои партии в разных регистрах. А распевки : "Лиса и воробей", "Кот и мышка" и т. д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки "Грибы", "На лесной поляне" логически и гармонично перетекут в музицирование и т. д.

Игровые распевки для детей в ДОО
Музыкальное искусство яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребёнка Путь воздействия музыки своеобразен Музыка обладает своим языком своей речью Важно не просто научить ребёнка выразительно чисто петь двигаться под музыку чутко воспринимать её
Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Игровые ситуации для самых маленьких детей до 4 лет по играм В. В. ВоскобовичаИгровые ситуации для самых маленьких детей до 4 лет по играм В. В. Воскобовича Игровые ситуации для младшего дошкольного возраста до 4 лет. "Дружные Гномики " Задачи: - Вовлечение детей в игровую ситуацию, развитие.

Игровые ситуации к пособию «Коврограф «Ларчик» для детей средней группыИгровые ситуации к пособию «Коврограф «Ларчик» для детей средней группы Технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников, которая.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Игры и игровые задания для закрепления знаний детей о российском флагеИгры и игровые задания для закрепления знаний детей о российском флаге Предлагаю Вашему вниманию игры и игровые задания на закрепление знаний детей внешнего вида Российского флага, цветовой очередности. Для.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детейЗанимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые распевки для детей в ДОО
Опубликовано: 3 октября 2022 в 20:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые распевки для детей в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Мила Коровянская (УИ 41056) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД