МААМ-картинки

«Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы» (часть III)

Юлия Крупина
«Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы» (часть III)

часть 1

Использовались следующие методы в работе:

-основной: элементарные опыты, игры- эксперименты : Опыты на различные агрегатные состояния веществ, объектов и явлений, опыты на различные свойства веществ, «как поймать воздух»,«ветер в комнате», «подводная лодка» ,«Уличные тени» ,«Световой луч»,солнечные часы (занятие на улице, «Разные отражения», «Мы -фокусники», «Притягивается-не притягивается», «Два магнита», «Волшебный шарик», «Чудо-прическа»

Публикация «„Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы“ (часть III)» размещена в разделах

- игровые: создание проблемной ситуации: ввод нового героя - дед Знай. ,

Пришло письмо с просьбой о помощи, например, помогите червячку отыскать его дом.

- моделирование: составление модели на основе проведенных опытов,

(модель «Жизнь растений», модель «Жизнь улиток»)

-словесный: беседы с детьми, объяснения проводимых опытов, рассказывание,чтение книг, самостоятельное составление детьми рассказов по результатам проведенных опытов.

9. Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В ходе работы была проведена следующая работа с родителями : в начале работы среди родителей было проведено анкетирование, целью которого было выявить интерес детей и родителей по данному вопросу, а так же взаимодействие детей и родителей.

Анкета для родителей

1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать

Ваш ребенок?

3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто?

4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности вашего ребенка?

5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями).

По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:

- Дети и родители практически не проявляли интереса к данному виду деятельности. В домашних условиях игры-эксперименты с детьми проводятся крайне редко. Вопросам экологического воспитания детей и формирования осознанного отношения к явлениям природы со стороны родителей уделяется недостаточно.

В связи с этим мы большое внимание в начале учебного года уделяли разъяснительной работе с родителями:

Была оформлена ширма «Мы и мир» - где родителям были даны экологические консультации, предлагались элементарные опыты, которые родители могут провести с детьми дома.

Был проведен ряд индивидуальных и подгрупповых консультаций по данной проблеме: «Как научить детей любить и беречь природу», «Как читать с детьми книги о природе», «Гуляй да присматривайся» и др.

Была оформлена стен - газета «Дневники лаборатории», где родителям рассказывалось о экспериментальной деятельности проводимой в группе. Предполагается менять информацию в газете по мере смены разделов.

Планируется организация открытых занятий, тематических дней, дней здоровья по данной проблеме.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

В декабре нами была проведена промежуточная диагностика, разработанная на основе рекомендаций Н. Н. Кондратьевой,Л. М. Маневцовой, О. А. Воронкевич и др.

Старшая группа

Первичная диагностика Контрольная диагностика

Задания на выявление у детей представлений

1. О признаках живого; о потребностях живых организмов; условиях, необходимых для жизни живого 1. О признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма

2. О разнообразии растений, местах их произрастания. 2. О среде обитания конкретных растений и животных.

3. О частях растений и их функциях. 3. О связи между средой обитания живых существ и особенностями их

строения.

4. О стадиях роста растений 4. Об основных группах растений и животных

5. О многообразии животных и местах их обитания 5. О составе экосистем

6. О назначении основных частей тела животных 6. О стадиях роста хорошо знакомых растений и животных,о цикличности роста и развития на каждой стадии

7. О сезонных изменениях в жизни живых существ.

8. Об особенностях понимания ребенком ценности природных объектов.

Выводы:

У детей наблюдается повышенный интерес к проведению игр – экспериментов. Практически все дети группы с удовольствием принимают участие в данном виде деятельности.

Приблизительно 45 % детей научились устанавливать простейшие связи и зависимости, существующие в живой и неживой природе, делать некоторые выводы по результатам проведенных экспериментов.

По результатам диагностики можно сказать, что уже через 4 месяца после начала работы наблюдается положительная динамика, особенно в вопросе бережного отношения к природным объектам.

Приложение:

Методика проведения педагогической диагностики по проблеме экологического воспитания детей. Детям были представлены следующие задания :

Представления о природе.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого,выяснить,имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов,условиях,необходимых для жизни.

Материал. 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы;предметов созданных человеком : растение, животные (птица,насекомое,зверь,рыба,солнце,автомобиль,самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После чего задаются вопросы:

- как ты догадался, что это всё живое?

- почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель. Выяснить,имеет ли ребенок представление о разнообразии растении, местах их произрастания.

Материал. Дидактическая игра «Что где растет?»

Методика. С ребенком проводится дидактическая игра «Что где растет?»

Задание 3.

Цель. Выяснить,знает ли ребенок очасти растений и их функции.

Материал. рабочий лист с диагностичечким заданием 1 (Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина: «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.,стр. 85).

Методика. Ребенку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание 4.

Цель. Выяснить,имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. рабочий лист с диагностичечким заданием 2 (Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина: «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.,стр. 86).

Методика. Ребенку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание 5.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес,луг, водоем,деревенский дворик, картинки с изображениями животных: 3-4 вида домашних и диких животных,3-4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха,лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных,поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание 6.

Цель. Выявить представления ребенка о назначении основных частей тела животных.

Материал. рабочий лист с диагностичечким заданием 3 (Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина: «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.,стр. 87).

Методика. Ребенку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

-какое это время года?

-почему деревья так выглядят?

-как изменяется жизнь животных (называется время года?

-почему так одеты люди? Чем они занимаются?

Задание 8.

Цель. Изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

-любишь ли ты животных и растения?

-с какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?

-зачем нужны животные и растения?

-могут ли люди прожить без животных и растений?

-может ли человек прожить без других людей?почему?

Задание 9.

Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

-как поступил мальчик (девочка?

-как поступил бы ты на его месте?

-какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Выявить характер отношения ребенка к животным, сверстникам в естественных условиях.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок.

Задание 2.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка (сухопутные улитки, рыбки). Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке находятся несколько живых существ, которые нуждаются в помощи (в кормлении, поливе,для чего приготовлены необходимые средства,и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием,игрой и др.) детей приглашают микрогруппами, каждому предлагается заняться тем, чем ему хочется. Если ребенок не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

-как ты думаешь, как себя чувствует «живой объект»?

-как ты это узнал?

-как ему можно помочь?

-хотел бы ты ему помочь?

-почему ты хочешь ему помочь?

Умение осуществлять деятельность с природными объектами.

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается :

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор

- рассказать о последовательности ухода за растением - непосредственно осуществлять уход.

Публикации по теме:

Конспект занятия по знакомству со свойствами магнита «Ловись, рыбка, и мала, и велика» Программное содержание: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; научить выделять предметы взаимодействующие с магнитом;.

Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации работы летней лаборатории на участке Семинар. 10. 06.2014. Карымова В. В. 1. слайд Тема: «Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игры-эксперименты в формировании у старших дошкольников представлений о явлениях и объектах неживой природы» (часть III)
Опубликовано: 10 октября 2014 в 16:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД