МААМ-картинки

Индивидуальная работа по развитию памяти в коррекционной (специальной) старшей группе для детей с ОВЗ

Елена Зинченко
Индивидуальная работа по развитию памяти в коррекционной (специальной) старшей группе для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

«Индивидуальная работа по развитию памяти»

в коррекционной (специальной)старшей группе для детей с ОВЗ

Автор : Зинченко Елена Владимировна

Публикация «Индивидуальная работа по развитию памяти в коррекционной (специальной) старшей группе для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Память одна из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.

Важное значение для запоминания имеет выбор материала предлагаемого ребенку для запоминания, он должен быть реалистично изображен и подобран в соответствии с возрастом и его возможностям, вызывать положительные эмоции, желание работать с ним.

Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие развивать память ребенка.

Игры на развитие тактильной и двигательной памяти.

1. Игра «Запомни форму». Ребенок закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы, называет их и запоминает последовательность, в которой они ему предъявлялись. Затем он не открывая глаз, должен найти и выстроить в том же порядке.

2. Игра «Замри». Детям демонстрируется какая- либо поза, дети должны запомнить ее, затем начинают бегать или прыгать, по сигналу «замри»-дети воспроизводят позу, которую показывал ведущий.

3. Игра «Найди такой же». Ребенок с закрытыми глазами ощупывают ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкой, шершавой, колючей, ребристой и тд. Затем он не открывая глаз, должен найти предмет с такой же поверхностью и выстроить в том же порядке.

4. Игра «Узнай на ощупь». Малыш закрывает глаза и тщательно, не торопясь, ощупывает поверхность дощечки, запоминая, каковы они на ощупь и в каком порядке лежат. Тщательно перемешайте дощечки и предложите ребенку, не открывая глаз, разложить их в прежнем порядке. Вместе проверьте, правильно ли выполнено задание. Для этого дощечки нужно перевернуть номером вверх.

Перечень используемых игр:

Игра «Теплый — холодный, сухой —мокрый». Подготовьте стимульный материал, например: кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т. п. Сначала предложите ребенку с открытыми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они. После этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, дает ему название и говорит, какой он на ощупь ( например: «Это сухой и теплый клубок ниток»).

Игра «Почувствуй и запомни позу». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается» (усложненный вариант — предлагается последовательно 2 — 3 позы). Задача — почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.

Игра «Двигательная память». Педагог показывает несколько движений (танцевальных, гимнастических и т. д.). Ребенок должен повторить эти движения как можно точнее, желательно в той же последовательности.

Игры на развитие зрительной памяти

1. Игра «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры». Ребенку предлагается бланк 7 — 20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Психолог предлагает ему показать круг, квадрат и т. д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты — красным, треугольники — зеленым и т. д.

Задание можно усложнять за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т. п., вводя в материал буквы и цифры.

2. Игра «Вспомни пару». Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

3. Игра «Восстанови порядок». Приготовьте 5—10 игрушек (предметов, картинок, разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15 —20 с). Затем он отворачивается, а педагог меняет несколько игрушек (предметов, картинок) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; педагог меняет местами их порядок в ряду.

Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т. д.).

4. Игра «Найди сам». Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).

5. Игра «Прядки с игрушками». Педагог предлагает внимание детей к новым игрушкам, после рассматривания игрушек ребенок выбирает понравившуюся ему игрушку. После этого дети отворачиваются, закрывают глаза или выходит за дверь. Педагог прячет игрушки среди старых, знакомых. Каждый из детей должен найти выбранную им раннее игрушку.

Игры на развитие слухоречевой памяти.

При разучивании стихотворений, рассказов, сказок используем в работе с детьми мнемотаблицы. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в "магазин" и "купить"… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

Игра «Пары слов» Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Игра «Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитываюся 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читает заново пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания : при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например: корова-теленок, ребенок должен найти ошибку.

Литература:

1. Гайштут А. Г. «По ступенькам к развитию внимания, памяти, логики». Изд. : «Початкова школа». 2005г.

2. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников». Изд. : М. : «АРКТИ». 2008г.

3. Семенович А. В. – «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» - М. : Изд. центр. «Академия» 2002г.

4. Большева Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники». Библиотека программы «детство». Изд. : «Детство-Пресс» 2005г.

Публикации по теме:

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Создание коррекционно-развивающей среды в группе. Коррекционно - развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная работа по развитию памяти в коррекционной (специальной) старшей группе для детей с ОВЗ
Опубликовано: 6 марта 2013 в 21:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальная работа по развитию памяти в коррекционной (специальной) старшей группе для детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зинченко (УИ 81801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД