Приложение МААМ

Занятие по речевому развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — всему голова»

Лариса Климова
Занятие по речевому развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по речевому развитию с детьми старшей группы МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Тюльган «Хлеб - всему голова!

Аннотация

Все мы живем в 21 веке, развиваются новые технологии, открываются новые супермаркеты и рестораны, но теряется самое ценное - отношение к земле русской, к ее бесценному богатству - хлебу, к труду хлебороба и пахаря. Величайшим изобретением человека назвал ломоть свежеиспеченного хлеба академик К. А. Тимирязев. Хлеборобство - одно из первых ремёсел, одна из самых изначальных профессий человека на земле. Прошли тысячелетия. Но хлебное зерно и поныне остаётся чудом природы. Маленькое зёрнышко весом в 35-40 миллиграммов вобрало в себя самые ценные, необходимые для нашего организма вещества. Вобрало тепло солнечных лучей, соки земли, ласку дождей, труд и мудрость пахаря. Необозримо много вкладывает человек, в то, что бы на полях заколосился хлеб, чтобы потом, в виде пышных караваев, батонов, бубликов, булочек он поступил на прилавки магазинов, украсил наш стол. Нынче хлеба у каждого вдосталь. Доступен, привычен и дёшев он. И воспринимается, как должное, само собой разумеющееся. А между тем, хлеб не только едят, им живут! Светом глубокого почтения и любви к хлебу и сегодня освещены многие ритуалы и традиции. Старая русская традиция, встречать хлебом-солью дорогих гостей, жениха и невесту жива и сегодня. Пшеничный или ржаной каравай символизирует благополучие, достаток.

Публикация «Занятие по речевому развитию с детьми старшего возраста „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

Работая в детском саду, уделяю огромную роль воспитанию у детей любви к родной земле, любви к малой Родине, проводя большую работу, всегда задумываюсь над тем, как воспитать в детях гуманное отношение к хлебу, к непосильному и ответственному труду хлеборобов. Как заставить маленького человека-дошкольника уважать труд других людей? Как дать детям почувствовать запах хлебного поля, услышать шелест колосьев, увидеть и почувствовать красоту утренней зари, когда восходит солнышко и колосья, шелестя, тянутся к нему, как поет звонко жаворонок в небе и стрекочут кузнечики, а из-за огромного поля выглядывают синие цветы васильков, как будто чьи-то глаза следят за "хлебушком".

В своей работе часто использую рассказы из своих детских воспоминаний и ощущений, из своего сердца и из личного опыта. Доношу до детского разума, что хлеб бесценное наше достояние, расходовать его нужно рационально. Мы все должны быть признательны хлебу, должны благодарно оценивать нынешний его безграничный достаток, как гордость за Отчизну, как осуществлённую мечту наших отцов, дедов и прадедов.

И результат не заставил себя долго ждать. Проводя предварительную работу, мы много читали о хлебе, рассматривали пшеничные колосья, смотрели видео о том, как работает техника в поле, рассматривали картины с изображением русской старины, как выращивали хлеб в старину и сегодня. Итогом нашей совместной с детьми работой стало занятие «Хлеб всему голова».

Данное занятие воспитывает у детей любовь к труду, уважение и бережное отношение к национальному достоянию – Хлебу, нравственные чувства, духовность. Рекомендуется для проведения педагогам ДУ, педагогам дополнительного образования. «Хлеб и «Мир» - слова побратимы. Чтобы колосился хлеб, нива должна быть мирной, а, чтобы на планете был мир, Родина наша – главный оплот мира – должна быть сильной и могущественной. А могущество это во многом зависит от того, как мы относимся к Хлебу, к тому, который в поле и к тому, который на нашем столе.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе.

Задачи:

1) Образовательные

— продолжать формировать у детей представления о процессе выращивания урожая;

Закрепить знания детей о процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;

— обогащать словарь детей прилагательными.

— продолжать учить грамотно строить фразы.

— активизировать в речи слова «сеялка», «комбайн», «хлебороб», «пекарь».

— закреплять названия разных хлебобулочных изделий.

2) Развивающие

развивать коммуникативные способности;

развивать логическое мышление, память, творческое воображение;

развивать умение слушать и слышать вопрос.

3) Воспитательные

— воспитывать у детей уважение к труду людей, выращивающих хлеб;

— воспитывать бережное отношение к хлебу

- воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Предварительная работа: чтение произведений о хлебе, труде хлебороба, рассматривание пшеничных и ржаных колосьев, муки, теста, слушание песен о хлебе и труде, рассматривание сюжетных картин, загадывание загадок, заучивание стихов, пословиц и поговорок по данной теме. Просмотр видеофильма «Как хлеб на стол пришёл».

Материалы и оборудование: мольберт, презентация в контексте данной темы, карточки с изображением хлебобулочных изделий, ИКТ, ТСО.

Ход занятия

1. Организационный момент

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам – хлебом!

2. Беседа о хлебе

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? хлебе.)

Хлебные изделия не только полезны, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, и он не приедается.

Какие пословицы вы знаете о хлебе?

Хлеб - всему голова.

Хорошо трудиться - хлеб уродится.

Что посеешь, то и пожнешь.

Хлеба к обеду в меру бери – хлеб драгоценность, его береги.

Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес- это все зерновые культуры.

Загадываю загадку: Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят (колос).

С детьми рассматриваем колосья (детям задаю вопросы).

Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.)

Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.)

Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи - длинные. Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)

Где растет хлеб? (В поле.)

- Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую, сеют осенью, яровую - весной.

Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.)

- А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб (презентация).

Прежде чем попасть на стол, хлеб проходит долгий путь от поля до магазина. На поле выращивают пшеницу и рожь. Из пшеницы обычно делают белый хлеб, из ржи - черный. Сами растения состоят из длинного стебля, листьев и колосков. Вот в колосках-то как раз и находится нужный для хлеба продукт - зерно. Зернышки сажают поздней осенью или ранней весной. Ближе к лету пшеница и рожь всходят, а к приходу осени созревают. Если за ними хорошо ухаживают, если им хватает солнышка и влаги, значит, урожай получится хорошим. После созревания специальные машины - комбайны, собирают зерно с полей. Затем его нужно смолоть (измельчить). Это делается на мукомольных заводах. После полученную муку обязательно просеивают и расфасовывают по пакетам. Теперь самое время отвезти муку на хлебозавод. На заводе в муку добавляют определенное количество дрожжей, перемешивают и дают постоять - «подняться», чтобы хлеб получился воздушным. Затем замешивают тесто: в поднявшуюся смесь добавляют соль, сахар, яйца. Все перемешивают, дают еще постоять. Потом режут, выкладывают в специальные формы и - в печь. Из печи хлеб достают ароматным и румяным, раскладывают по машинам и везут в магазины. Вот такой интересный и долгий путь - от колоска к караваю.

Удивителен запах хлеба! Этот запах нам с детства знаком. Пахнет хлеб и степью, и небом, травой, и парным молоком. Пахнет хлеб раскалённым подом, талым снегом, и вешней грозой. И мужицким солёным потом, а порой и мужицкой слезой. Ах, как вкусен хлеб! До чего же и душист он, и пышен, как пух. Лишь пресытившийся не может до конца оценить хлебный дух.

(М. Глинский «Хлеб»).

Дети вдыхают запах хлеба и делятся впечатлениями о нём.

4. Работа на индивидуальных карточках «Назови хлебобулочное изделие».

Детям раздаются карточки с изображением хлебобулочных изделий, 2-3 штуки каждому и ребенок называет их.

Ребята, посмотрите, у нас тоже есть различные хлебобулочные изделия. Подходим к столику с хлебобулочными изделиями. Дети рассматривают их и называют.

5. Физкультминутка «Подрастает зёрнышко».

Подрастает зёрнышко. Потянулось к солнышку. С ветерком оно играет, ветерок его качает, к земле низко прижимает. Вот как весело играет!

(Потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны туловища, присели). 3 раза.

6. Речевая игра «Какой? Какая?»

- А как вы думаете, на поле растут одинаковые колосья? Нет, они все разные: один высокий, а другой.

Один большой, а другой. и т. д. (толстый, длинный, полный, прямой).

Это большое поле, а маленькое (полюшко)

Это колос, а это маленький. (колосок)

Это пшеница, а это. (пшеничка)

Это зерно, а это. (зернышко)

Это стебель, а это (стебелек)

Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.)

Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.)

7. Дидактическая игра: «Подбери слова»

Хлеб какой : вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, хороший, великолепный, вкуснейший, бородинский.

Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, румяные, пшеничные, горячие, теплые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные.

8. Речевая игра "Цепочка".

Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)

В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

Из чего мука? (Из зерна.)

Откуда зерно? (Из колоса.)

Откуда колос? (Вырос в поле.)

Когда убирают урожай хлеба? (Осенью).

А вот и Осень к нам спешит в гости (под музыку входит Осень с караваем).

Осень: Праздник хлеба мы встречаем,

круглым, пышным караваем,

Он на блюде расписном,

с белоснежным рушником.

Хлеб в трудах добывается,

сам собой не родясь!

Хлеб не просто богатство –

хлеб опора для нас.

9. Итог занятия

Осень: Ребята, о чём вы беседовали на занятии? (ответы детей). Как, вы думаете, нужно относиться к хлебу? (ответы детей). Почему? (ответы детей).

Читаю стихотворение.

«Будет хлеб, будет песня!»

Правда в этих словах.

Будет хлеб полновесный –

будет радость в глазах.

Каждый к хлебу причастен,

будем бережны все.

Будет хлеб – будет счастье,

будет жизнь на земле!

Звучит песня «Хлеб – соль» (в записи, дети приглашаются на чаепитие.

Публикации по теме:

Мероприятие «Хлеб всему голова»Мероприятие «Хлеб всему голова» В ГДОУ ЛНР ЯС "Искорка" провели тематический день «Хлеб всему голова» Один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй,.

Фотоотчет «Хлеб — всему голова»Фотоотчет «Хлеб — всему голова» Один из самых популярных продуктов в мире – это, конечно же, хлеб. В честь празднования всемирного дня хлеба (16 октября, в нашем детском.

Фотоотчет «Хлеб всему голова»Фотоотчет «Хлеб всему голова» Фотоотчет "Хлеб всему голова". В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая.

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: 1. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова» Конспект занятия в старшей группе «Хлеб — всему голова» Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: Познакомить детей.

Лэпбук «Хлеб — всему голова»Лэпбук «Хлеб — всему голова» Лэпбук -многофункциональное дидактическое пособие, используя которое воспитатель дошкольного образования может в игровой форме предложить.

ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб – всему голова»Цель: формировать представления детей о том, как получается.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 10 мая 2024 в 06:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по речевому развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Климова (УИ 87195) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД