Лариса Климова
План работы по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» 2022-2023 учебный год
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
ФИО: Климова Л. С.
Должность: воспитатель
Квалификационная категория: высшая
Стаж педагогической работы : 34 года
Начало работы по теме : 01.09.2022 г.
Предполагаемый срок окончания: 31.05.2023 г.
Публикация «План работы по самообразованию „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“ на учебный год» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Форма самообразования : индивидуальная
Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Формирование у детей чувства уверенности.
3. Правильная организация предметно-развивающей среды в адаптационный период.
4. Изучить научно – методическую литературу по проблеме адаптации ребенка к условиям ДОУ.
5. Работа с родителями по теме адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Формы работы :
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- работа с родителями.
Актуальность темы:
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Тема «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, состояние здоровья, психологический комфорт в детском саду и семье.
Анализ деятельности нашего дошкольного учреждения в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно.
Соответственно, одна из главных задач педагога заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
Ожидаемый результат:
Благоприятное прохождение адаптации у детей, создание комфортной обстановки для детей в группе, преобразование предметно-развивающей среды, становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Срок работы по теме самообразования : 1 год.
Этапы реализации и содержание деятельности:
1. Информационно- аналитический
Сентябрь-октябрь
Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по вопросам адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Изучена литература известных педагогов Н. Д. Ватутиной, И. А. Лыковой, Р. В. Тонковой-Ямпольской, на тему адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Ведение листов адаптации на каждого ребёнка.
2. Проектировочный
Ноябрь-декабрь
Подбор и анализ методической литературы по работе с детьми в адаптационный период; подбор художественной литературы и иллюстрационных материалов. Составление плана работы и подбор методик работы с детьми раннего возраста в адаптационный период.
Разработан план работы с детьми раннего возраста на период адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
3. Создание условий для работы с детьми
Январь-февраль
Создание предметно-развивающей среды в группе, обновление художественной литературы и базы развивающих и дидактических игр. Разработка адаптационных игр на знакомство с группой, детьми, воспитателями и сотрудниками детского сада.
Обновлена предметно-развивающая среда в группе раннего возраста. Разработаны и оформлены картотеки сюжетно-ролевых игр, пальчиковых игр, игр на развитие речи и артикуляционного аппарата, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста.
4. Формирующий
Март-апрель
Разработка памяток и информационных листов, консультаций для родителей об особенностях развития детей раннего возраста и вопросам адаптации детей раннего возраста. Проведение анкетирования «Карта семьи» и ведение листов адаптации на каждого ребенка. Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации детей раннего возраста. Подготовлены памятки, буклеты, письменные консультации на тему адаптации детей раннего возраста, заполнены листы адаптации на каждого ребенка.
5. Контрольный
Май
Диагностика адаптационных листов и контрольное определение уровня адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Подведены итоги адаптации детей раннего возраста группы к детскому саду.