Марина Ивановна Ковылина
Интеграция предмета «Искусство. Музыка» с учебными дисциплинами
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Интеграция предмета Искусство музыка с учебными дисциплинами»
Учитель Музыки Высшей
квалификационной категории
Ковылина М. И.
План выступления
1. Что такое интеграция? Интеграция в образовательной системе.
2. С какими учебными дисциплинами возможна интеграция на уроке музыки? Интеграция-соприкосновение (элементы межпредметной интеграции на уроке музыки)
Публикация «Интеграция предмета „Искусство, Музыка“ с учебными дисциплинами» размещена в разделах
3. Интеграция как система работы (с литературой и ИЗО)
4. Научное обоснование
5. Заключение. Выводы.
1. Интеграция (лат. – восстановление, восполнение, целое)
Музыка в общеобразовательной школе это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и школьные праздники, но это и одухотворяющий компонент всей учебной школьной деятельности, который может быть использован буквально в любом школьном уроке».
Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.
Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений:
• создание у школьника целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции — ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое;
• нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения). На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали);
• развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция - результат обучения). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий.
2. Элементы межпредметной интеграции на уроке музыки. С какими дисциплинами она возможна?
Музыка и физика. Казалось бы, какая тут может быть связь? На самом деле - прямая! Что такое звук? - колебание упругого тела. Что может быть таким упругим телом и как заставить его колебаться? С этими вопросами мы соприкасаемся при знакомстве с устройством и историей развития музыкальных инструментов. Отчего звук становится выше или ниже? Почему у музыкальных инструментов и у людей разные голоса? Почему несколько звуков, взятые одновременно могут «звучать», а могут «резать слух»? Чем отличается музыкальный звук от шумового? Затрагивая эти вопросы, мы имеем дело с физикой.
Музыка и математика. Вопрос взаимодействия музыки и математики привлекает и музыкантов, и математиков.
В первую очередь связь между предметами заключается «в применении общих понятий (счёт, доли, размер, квадрат – не квадрат, дроби, система координат, формулы, число, чёт-нечет); в применении арифметических действий (счёт, сложение, деление, вычитание);
"Единство музыки и чисел доказывать не нужно: музыка - это соизмеримость и порядок, который выражен в числах. " Музыкальная гармония в учении Пифагора является моделью вселенской гармонии, также Пифагор вывел понятия интервалов октавы, квинты и кварты. В древней Греции музыка считалась точной наукой.
Музыка и история. Переплетены очень тесно. Нельзя изучать музыкальное произведение в отрыве от эпохи и культуры, в которой оно было создано. Оно будет прослушано, но не услышано. На уроке музыки мы неизменно соприкасаемся с историей мира и с историей России, с мыслями и судьбами композиторов разных времен.
Музыка и география. Плавая в музыкальном океане, учащиеся знакомятся с произведениями народов разных стран. Изучая музыку стран Европы, Кавказа, Средней Азии, мы находим эти страны на карте, размышляем, на каком транспорте и за какое время туда можно добраться. Слушая музыку, мы прикасаемся к мировоззрению других народов, говорим о том, где и в каких экономических, политических условиях они живут.
Музыка и биология. Связь с биологией возникает на уроках пения. Вокалисты знают, что для постановки голоса необходимо хорошо представлять себе работу голосового аппарата для того, чтобы правильно брать дыхание, держать нужную осанку, ощущать направление звука.
Музыка и информатика. Возможности информатики обширны. С ней возможна интеграция на любом предмете. Существует масса обучающих программ по музыке, открывающих возможность не только познанию и отработке слуховых навыков, но и творчеству (создание аранжировок, игра на виртуальном синтезаторе).
Музыка и языки. На уроке музыки учащиеся обогащают свои знания языков. Итальянский-термины, французский-проходя тему балет, английский. Во время работы над репертуаром тексты песен на русском языке, как правило, запоминаются сами собой, что обогащает словарный запас школьников.
Все вышеперечисленные предметы соприкасаются с музыкой лишь частично. Это только моменты урока, вводимые в зависимости от их целесообразности.
3. Музыка + литература + ИЗО. Искусствам свойственно перетекать друг в друга.
Рассмотрю некоторые из них на примере уроков музыки.
В 5 классе, тема 1 полугодия -связь музыки и литературы, во 2 полугодии - связь музыки и живописи.
Например- тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства». Цели урока: образовательные — знакомство учащихся с творчеством художников В. Васнецова, П. Корина и композиторов А. П. Бородина и С. С. Прокофьева; развивающие — развивать творческое мышление и воображение учащихся; воспитательные — воспитывать нравственные качества личности: любовь к Родине, патриотизм, любовь к прекрасному.
Мы знаем, что с самого начала образования русского государства, Русь постоянно подвергалась нападению врагов. И русичам приходилось защищать свои земли от половцев, татаро-монгол. Именно в те далекие времена, в народном творчестве начали воспевать подвиги русских богатырей. Образ богатыря родился в искусстве, как образ могучего защитника Родины и воспевались в былинах.
Например, в 6 классе тема урока «Музыка стран Кавказа», оценить красоту кавказских мелодий можно на основе восприятия красоты музыкального произведения, произведений А. С. Пушкина и прийти к пониманию красоты культуры Кавказа в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства.
Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного блока. Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и поэзии. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование. Например, в 1 классе (программа Критской Е. Д.) тема урока «Музыка осени», образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Осенняя песнь», «Осень, осень, снова к нам пришла», «Дождик накрапывает» А. Александрова и др.); в литературе – через художественные средства выразительности (Пушкин «Осень»
Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса.
А. Толстой «Осень», А. А. Фет «Ласточки пропали», А. Барто «Золотая осень» и др.); в 4 классе тема урока (программа Критской Е. Д.) «Что за прелесть эти сказки», углубляются знания детей о личности А. С. Пушкина, о сказках, ставших основой музыкальных произведений (литературное произведение – А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», музыкальное – Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»). Многие композиторы включали в свои произведения народный фольклор, таким образом, эти песни дошли до настоящего времени, сохранили их в своих творениях.
Музыка и живопись, поэзия и проза – все эти виды искусства связаны между собой, так как любой вид искусства черпает свое содержание из жизни. Музыка рассказывает о жизни в звуках, живопись – в красках, проза и поэзия – в слове.
Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины мира, позволяет систематизировать знания, способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления учащихся.
Основание для интеграции - это синкретизм человеческого восприятия, ассоциативное свойство человеческой памяти и мышления. Межпредметная интеграция целесообразна для создания целостной картины мира в мировоззрении развивающейся гармоничной личности.
4. Человеческое мышление опирается в своей основе на ассоциации. И человеческое восприятие синкретичное (соединение, объединение) : звук -цвет -слово -жест. Наукой доказано, что эмоциональный отклик и мыслительные процессы неразрывны. Творчество невозможно без воображения, а основа воображения - внутренний слух и внутреннее зрение (способность “внутри себя”, “мысленно” увидеть то, чего глазами в данный момент не видишь).
Голос связан с речью, а речь – материальная основа мышления. «Существует известный афоризм: "У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая". Это указывает на тесную связь дикции с правильным голосообразованием". Константин Сергеевич Станиславский говорил: "Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза - уже речь". Голос и слух едины в совместном развитии. Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов. В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки.
Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.
Доказана связь слуха и зрения биофизиком П. П. Лазоревым в 1905 году. На музыкальное восприятие влияет то, что человек в этот момент воспринимает зрением (образы, освещение). На свету звуки кажутся сильнее. Человек описывает музыку в зрительных образах: светлая, прозрачная, мрачная, солнечная, блестящая, яркая, сильная, темная, тусклая. Известны примеры "цветового" восприятия музыки у великих композиторов: Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, когда зрительные впечатления придают слуховым ярко выраженный эмоциональный характер: композитор пишет не только то, что слышит, но и то, что видит.
Передать настроение музыки предлагаю школьникам в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования, слов, строк, театральной композиции, движения.
5. Итак, интегративный подход к эстетическому воспитанию школьников помогает успешно решить ряд задач обучения и воспитания. Развиваются творческие способности ученика, его воображение, эстетические переживания, фантазия.
Таким образом, интеграция с другими учебными дисциплинами на уроках формируют у ребенка целостное восприятие окружающего мира, обеспечивают прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей, развивают духовный мир ребенка, его воображение, эмоциональную сферу, воспитывают у него умение слушать серьезную музыку, воспринимать и понимать произведения искусства.