Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи

Екатерина Пономарева
Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи

«Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи»

Автор доклада: Пономарева Екатерина Костантиновна, воспитатель МБДОУ Детский сад №8 «Звездочка» города Няндома

1. Проблема

Необходимость формирования познавательной активности у дошкольников и педагогов в процессе воспитательно-образовательной работы и неумение применять соответствующие методы и приемы, побуждающие к активному творческому поиску.

В процессе исследования проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста, возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях дошкольных учреждениях.

Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему моей работы, которая заключается в поиске педагогических методов, обеспечивающих развития связной речи у детей дошкольного возраста. Практика работы с детьми показывает, что связная речь детей недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему, нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые и неполные, и поэтому я пришла к выводу, что самый оптимальный метод – это метод интеллектуальных карт.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Метод интеллект- карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте, побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект- карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «чувственный образ», который понятен ребёнку, может быть им осмыслен и легко включён в систему его личного опыта.

В педагогической практике можно применять интеллект- карты следующим образом:

Первое направление.

Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление.

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление

Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект- карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях.

Результативность применения метода интеллект- карт достигается:

• наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;

• привлекательностью: хорошая интеллект- карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

• запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект- карта легко запоминается;

• своевременностью: интеллект- карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

• творчеством: интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;

• возможностью пересмотра: пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

• Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

• Главная идея обводится в центре страницы.

• Лист располагается горизонтально.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

• Каждая мысль обводится.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Благодаря данной работе происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии.

Ребенок, работая интеллект- картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, умение анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

В заключение можно сделать вывод о том, что применение

интеллектуальных карт, в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию областей: развитие речи, познание и социализация. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития памяти, внимания и восприятия «Волшебная коробка»Дидактическая игра для развития памяти, внимания и восприятия «Волшебная коробка» Игра "Волшебная коробка" Цели данной игры: 1. Развитие внимания; 2. Развитие памяти; 3. Диагностика внимания - данная игра отлично подойдёт.

Игры на кухне для развития логического мышления, внимания и памяти Холодно-горячо Пусть малыш выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький.

Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей обучающихся ТО «Юный овощевод» Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей обучающихся объединения «Юный овощевод». На смену ориентации общества.

Консультация для родителей «Игра как средство развития памяти и внимания у дошкольников»Консультация для родителей «Игра как средство развития памяти и внимания у дошкольников» Память - одно из самых удивительных и загадочных психических процессов. Сущность этого феномена современной наукой до сих пор не раскрыта.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Транспорт
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи
Опубликовано: 30 августа 2019 в 14:50
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков...
Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют делать сами....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию — конструированию из...
Цель: учить детей приемам изготовления ёжика путем конструирования из бумажных конусов. Задачи: Образовательные: закрепить, уточнять и...
Мастер-класс изготовление игрушки  «Внучек» в технике оригами
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию изготовление игрушки- «Внучек» в технике оригами, для театрализованной деятельности в ДОО. Для работы нам...