Папки-передвижки

«Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников»

Валентина Власкина
«Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников»

Данная консультация из опыта работы с показом презентации демонстрировалась на районном методическом объединении педагогов ДОУ, которая была подготовлена методистом Власкиной В. В. и воспитателем Могутовой Г. В.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова,

Публикация «„Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах

в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.

Художественная литература используется не только в НОД, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.

С самого раннего возраста дети знакомятся с потешками, песенками, закличками русского фольклора.

Художественная система русского фольклора своеобразна, язык которого прост, точен, выразителен.

Для развития художественно- речевой деятельности в группе организованна предметно - развивающая среда.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляли с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учили детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следили за развитием действия в сказке, и сочувствовали положительным героям. Рассматривали иллюстрации с последовательностью сюжета.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. При обучении детей рассказыванию в НОД использовали мнемокарты и мнемотаблицы, которые способствуют быстрому запоминанию текста.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая

Этапы работы (младший средний возраст)

1 Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Осуществляется перекодирование информации - преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка- мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Для более лучшего усвоения художественной литературы в свободной деятельности предлагаем детям: разрезные картинки по сказкам, кубики «Собери сказку», игры на развитие логического мышления. Выложи на фланелеграфе последовательность сюжета сказки, настольный театр.

В рамках проектной деятельности родителями был показан кукольный театр «Маша и медведь»

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой, фиксируем внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях

языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок учим детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

В НОД используем мнемотаблицы при заучивании стихов и рассказывании сказок.

В совместной и свободной деятельности дети собирают с удовольствием пазлы со сказками, играют в настольный театр, любят драматизировать сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка» и другие.

В старшей и подготовительной группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Этапы работы в старшей и подготовительной группе по мнемотаблице:

1. Зачитывается текст сказки и выделяются её основные части. 2. Каждая часть кодируется

3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы самостоятельно

4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу

. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Ребята легко запоминают стихи, лучше понимают загадки и их отгадывают.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности

художественной формы, выражающей содержание.

Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Старшие дошкольники уже самостоятельно показывают кукольный театр.

Художественная литература является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины, позволяет передавать опыт речевого поведения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развивающая речевая среда группы». Презентация на КМО воспитателей раннего возраста «Самые маленькие в детском саду» Уважаемые коллеги предлагаем вашему вниманию презентацию "Развивающая речевая среда группы". Эту презентацию педагог представляла на кустовом.

План самообразования по теме «Развитие речи дошкольника посредством пальчиковых игр» Тема самообразования: Развитие речи дошкольника посредством пальчиковых игр. Цель: развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников»
Опубликовано: 28 марта 2015 в 22:07
+78Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД