галина ракитянская
Консультация «Использование ИТК для развития у детей творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная жизнь требует гибкости мышления и творческого подхода к решению проблем. Насколько продвинется вперёд общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом, а значит и познавательной активностью подрастающего поколения. Использование IT-технологий создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.
Публикация «Консультация „Использование ИТК для развития у детей творческих способностей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема развития познавательной активности детей особенно актуальна в настоящее время. Сегодня, в период перехода к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед воспитанием и обучением детей стоит задача — подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. В Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности — смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Важной целью воспитания в данных условиях становится подготовка детей к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов детей, учитывая их психологические способности. Использование средств ИКТ и Интернета уже в дошкольном периоде приводит к повышению познавательной активности детей, к эффективности обучения за счёт изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов. Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, средства ИКТ, обоснованно применяемые в НОД и режимных моментах деятельности дошкольников, могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения, а значит и росту их познавательного интереса.
Творческое мышление неразрывно связано с воображением. Воображение лучше всего развивается с 4 лет. И если в этот период воображение не развивать, то в дальнейшем можно будет заметить спад способностей к творческому мышлению и воображению.
Воображение - это психический процесс отражения действительности, который заключается в создании новых образов и идей на основе имеющихся знаний. Хорошо известно, какое значение имеет воображение в жизни человека: благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Но почти ничего не известно о механизме воображения или структурах нервной системы, с которыми воображение связано.
Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение – это создание субъективно новых образов (только для данного человека, это представление того, что существует реально, что известно людям, но в практике данного человека не встречалось. Образы воссоздающего воображения возникают на основе различных описаний, чертежей, схем. В основе творческого воображения лежит создание новых, оригинальных образов, которых еще нет в действительности. Продуктами творческого воображения являются произведения искусства, литературы, научные законы и открытия.
Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.
Творческое воображение – вид воображения, направленный на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества.
Этапы творческого воображения :
* Возникновение творческой идеи
* «Вынашивание» замысла
* Реализация замысла
Принципы для развития творческого воображения.
1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.
3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Основной целью работы воспитателя по развитию познавательной активности детей с использованием ИКТ является создание условий, обеспечивающих: мотивацию к образованию и развитию личности дошкольника, её интеллектуального и духовного начала; гуманное отношение к ребёнку. В нашем детском саду в связи с информатизацией учебно-воспитательного процесса построена система по развитию познавательной активности детей с использованием интерактивных средств обучения.
Детским увлечением Интернетом и другими элементами IT –технологий вполне можно воспользоваться для пробуждения у детей познавательных интересов, расширения сферы этих интересов. Как показывает опыт, подобный подход сулит определённые преимущества и перспективы. Однако реализация его требует «продвинутых» педагогических технологий: специального учебно-методического и дидактического обеспечения, создания соответствующих организационных условий.