МААМ-картинки

Использование карт Проппа в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Альфира Ягьяева
Использование карт Проппа в развитии связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Проблема развития и эффективности речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Как же быть в этой ситуации воспитателям, когда основной формой работы с детьми является игра. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык,общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то,что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку»

Публикация «Использование карт Проппа в развитии связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Именно поэтому я использую в своей работе карты Проппа, т. к они имеют ряд преимуществ в речевом развитии детей :

наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в памяти большое количество информации.

стимулируют развитие психических процессов,

активизируют связную речь

обогащает словарь

развивают логическое мышление

оказывают и неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, т. к. они воздействуют на все органы чувств.

Позволяют организовывать деятельность детей в игровой форме, т. к. игра является ведущим видом деятельности, а сказка если говорить образным языком, является каким-то музыкальным инструментом: овладевая игрой на инструменте, получаешь навык самой игры, оттачиваешь свое мастерство и слух до совершенства, а в результате накопленного опыта возникает и непреодолимое желание сочинить собственную мелодию, придать ей полновесное звучание. И вот уже-благодаря усиленным тренировкам, ошибкам, из под пальцев играющих выходит музыкальное творение, а в работе над речевым развитием новая сказка.

Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Паззлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки. Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна. Но не каждая сказка содержит их в полном объёме. Основных, главных функций – 20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок. Они представлены на слайде. (Жили- были принц и принцесса. Однажды она заболела, никто не мог ей помочь. Пришлось принцу ехать к злому колдуну за волшебным сиропом. Долго ли, коротко ли ехал принц и увидел дворец злого колдуна. Три дня и три ночи он с ним дрался,но победил его с помощью волшебного меча. Забрал волшебный сироп, вернулся домой. Дали принцессе всего ложечку и она выздоровела. И стали они жить долго и счатливо.)

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа работа была разделена на несколько этапов:

1. Подготовительный этап-организация предметно-развивающей среды

2. Первый этап- знакомство со сказками. Выявление жанровых особенностей, выразительных средств, композиции сказки.

3. Второй этап-Введение карт Проппа, пересказ сказок с использованием карт Проппа.

4. Третий этап-Взаимодействие с родителями по развитию связной речи детей дошкольного возраста с использованием карт Проппа.

5. Четвертый этап-Использование карт Проппа, придумывание собственных сказок.

Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес у детей к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.

Предварительные занятия показали, что дети очень активно выступают в роли сочинителя сказок. Подгруппы детей, с которыми проводились занятия, придумали новую линию в сказках: злой герой потому злой, что ему никто не дарит подарков. И волшебные дары в своей сказке дети подарили злому герою, чтобы он стал добрее. Следовательно, карты Проппа также оказывают влияние и на нравственное воспитание детей.

Сочинение сказки, а потом выступление перед другими детьми требует от детей определённого мужества, преодоления себя, что способствует развитию волевых качеств.

В процессе предварительной работы было выявлено, что дети очень быстро и легко запомнили названия функций по картам, при прочтении и воспоминания сказок быстро делили сказки на функции, дети работали активно и эти занятия им нравились, что так же не может не отражаться и на внутреннем психологическом состоянии ребёнка.

Таким образом, специфика использования карт Проппа для речевого развития детей состоит в том,что развивается одно из самых важных умений жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке.

Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств. Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: адекватные формы организации работы, интеграция с различными образовательными областями, развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.

Публикации по теме:

Особенности развития речи детей раннего возраста Особенности развития речи детей раннего возраста Второй год жизни – это пора становления и быстрого совершенствования речи. Осваивая родную.

Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника Речь, как историческая сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование карт Проппа в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 ноября 2013 в 22:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование карт Проппа в развитии связной речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Альфира Ягьяева (УИ 160775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД